Итак, 14 июля, Ницца, Английская набережная, примерно 22 часа 31 минута: в 19-тонном грузовике, проделавшем страшный путь сквозь толпу людей, находится тело только что застреленного полицией террориста Бухлеля.
Рядом с телом полицейские находят три фальшивых ствола и включенный мобильный телефон. Телефон, переполненный информацией, компрометирующей сразу нескольких людей.
Именно телефон и является пока главным ключом, приоткрывающим тайны этого преступления.
Последнее смс террорист отправляет в 22.27, т. е. за несколько секунд до того, как он направил свой грузовик на людей, пришедших посмотреть праздничный салют на Английской набережной.
Адресат этого сообщения — некто Рамзи (позднее выяснится, что это франко-тунисец Рамзи Арефа, 22-летний наркодилер, помогавший террористу купить пистолет):
«Я хотел бы сказать тебе, что пистолет, который ты мне дал позавчера, очень хорош. Скажи твоему другу, который живет на улице Миоллис, дом 7, 5-й этаж, чтобы он нам поставил еще пять. Шокри и его друзья готовы к следующему месяцу. Сейчас они находятся у Валида».
Троих упомянутых в этом смс людей полиция задерживает сразу же — среди них, помимо упомянутого выше Рамзи, также 37-летний тунисец Шокри Шафруд, приехавший во Францию год назад и подрабатывающий, где придется, и Мухаммед Уалид Гхраиеб (названный Валидом) — 40-летний франко-тунисец, работающий администратором в гостинице.
Через несколько дней полиции удается арестовать еще троих подозреваемых — во-первых, албанскую супружескую пару, продавшую оружие при посредничестве того самого Рамзи, во-вторых, 36-летнего франко-тунисца по имени Хамди Загар.
Легко собрав богатый «урожай» сообщников террориста, полиция задалась вопросом: зачем он с такой щедростью поделился всей этой информацией. И не является ли это смс, отправленное за несколько секунд до теракта, своеобразным «поцелуем Иуды», который психически нездоровый Бухлель (об этом есть много свидетельств) послал своим знакомым.
За несколько часов до теракта Бухлель зачем-то фотографирует на свой мобильный телефон лист бумаги, на котором записаны имена и номеров телефонов нескольких людей. А 19-тонный грузовик-рефрижератор, который станет орудием преступления, в последние дни перед терактом превращается в своеобразное фотоателье, где Бухлель фотографирует многих своих знакомых.
Но означает ли все это, что «злой психопат» Бухлель просто из вредности решает перед смертью насолить нескольким ничего не подозревающим людям?
Совсем не факт, утверждает Libération. Даже если речь идет о человеке, добровольно пришедшем в полицию. Газета напоминает, что тот самый «Валид» сам пришел в полицейский комиссариат Ниццы и рассказал, что был знаком с Бухлелем в течение 15 лет. Более того: «это был человек, которого я очень любил», — скажет «Валид» полицейским. Но подчеркнет при этом, что понятия не имел о планах террориста.
Тем не менее, через полтора часа допроса полиция решает арестовать «Валида». Подозрения полиции вызывает количество сеансов телефонной связи между «Валидом» и террористом: 1278 звонков за последний год. Есть и фото, на котором «Валид» запечатлен внутри грузовика накануне теракта.
Но основным подозреваемым пока является 37-летний тунисец Шокри Шафруд.
4 апреля, т. е. за три с лишним месяца до теракта, Шафруд отправил Бухлелю смс такого содержания:
«Загрузи грузовик 2 тоннами железа, раздолбай их, сорви ему тормоза, мой хабиби (“дорогой” — Прим. RFI), а я посмотрю».
В ответ Бухлеля приходит: «Мой члееееееееееен».
Сейчас следователи подозревают, что Шафруд манипулировал Бухлелем, испытывавшим к нему особые чувства. К слову, фотография Шафруда служила фоновой картинкой экрана телефона террориста Бухлеля. Того самого телефона, посредством которого Бухлель передал следователям столько информации о своих знакомых.
«Хотел ли он утянуть их за собой просто по злобе или из мести? Чувствовал ли он себя жертвой предательства, жертвой манипуляции?» — задается вопросом Le Monde.
Три найденных в кабине грузовика фальшивых ствола, поставленных террористу, вероятно, его знакомыми — наряду с настоящим пистолетом Rr-51 police — возможно, указывают на то, как высоко они ставили этого «полезного идиота».
А два смс, отправленных одним из арестованных знакомых Бухлеля другому за неделю до теракта, могут свидетельствовать о том, что террорист был исполнителем чужой воли.
Сообщения отправил на телефон упомянутого выше «Валида» 36-летний франко-тунисец Хамди Загар*.
Первое смс упоминает цифру «14.7.7.2016» — что может соответствовать дате совершения теракта на Английской набережной (14.07.2016). Второе сообщение содержит цифры: «15.8». А это, так же, как и День взятия Бастилии (14 июля), — еще один знаковый для французов праздничный день: 15 августа — Успение Богородицы.
Означает ли это, что Бухлель, который — как доказывают многочисленные свидетельства — готовился к теракту в течение года, к 14 июля 2016-го все еще колебался, и его манипуляторы рассматривали 15 августа как «резервную дату»?
Следователям остается надеяться, что люди, которых террорист зачем-то сдал, все-таки прояснят ситуацию.
А пока они придумывают фантастические версии.
Например, предполагаемый любовник террориста в ответ на вопрос, что он имел в виду, когда отправлял Бухлелю за три месяца до теракта сообщение о «загруженном железом грузовике», ответил следователю, что его «вдохновила» на это смс история про Человека-Паука.
* В январе 2015, после теракта в редакции «Шарли Эбдо» Загар отправил Бухлелю несколько сообщений, в которых одобрял произошедшее.