Может так получиться, что понедельник запомнится как день, когда ухудшавшиеся на протяжении нескольких лет отношения между США и Россией перешли из разряда ужасных в разряд не подлежащих исправлению.
Во-первых, госдепартамент, наконец, выполнил угрозы, которые несколько дней подряд озвучивал госсекретарь Джон Керри, и заявил, что США приостанавливают свое участие в переговорном процессе с Россией, целью которого было попытаться добиться прекращения огня в Сирии. Эти обсуждения должны были в конечном итоге привести к совместной координации ударов против ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ — прим. ред.) и других террористических группировок. Все это происходит после звучавших на протяжении нескольких дней обвинений в адрес России и сирийских властей в том, что те наносят авиаудары по контролируемым боевиками районам Алеппо, в том числе несколько раз подвергали бомбардировкам больницы и обстреляли конвой с гуманитарной помощью. По заявлению госдепартамента, эти действия показали, что Россия всегда стремилась скорее к тому, чтобы оказать поддержку режиму Асада, нежели к достижению политического решения, что уже какое-то время назад стало понятным большинству наблюдателей.
Россия, между тем, недавно обвинила США в том, что они поддерживают и контролируют силы «международного террористического альянса», оказывая помощь повстанческим группировкам, выступающим против Асада.
Также в понедельник президент России Владимир Путин приостановил действие договора с США об утилизации плутония, достигнутого в 2010 году усилиями госсекретаря США Хиллари Клинтон и ее российского коллеги Сергея Лаврова. В законопроекте, который Путин внес в российский парламент и который стал причиной приостановки договора, содержится призыв к Вашингтону снять санкции, введенные в связи с событиями на Украине, и сократить военное присутствие США в государствах-членах НАТО в Восточной Европе.
События понедельника служат печальным завершением напряженной, но подчас продуктивной эпохи, начавшейся шестого марта 2009 года, когда Клинтон подарила своему российскому коллеге Лаврову сувенир в виде кнопки «перезагрузки» (само слово на которой было переведено неправильно).
Кроме того, эти события происходят на фоне многочисленных обвинений в адрес российских хакеров, которые предположительно действуют в целях вмешательства в президентские выборы в США. К тому же несколькими днями до этого возглавляемая представителями Нидерландов следственная группа подтвердила, что ракета, сбившая в 2014 году над Украиной малайзийский самолет, выполнявший рейс MH17, была доставлена из России.
Возможно, в краткосрочной перспективе приостановка действия договора об утилизации плутония, являющегося одним из нескольких соглашений между двумя странами по контролю над вооружениями, не так значительна, как окончательный развал процесса по прекращению огня в Сирии. Но в долгосрочной перспективе его последствия вызывают более серьезную тревогу.
Даже в самые безмятежные времена «перезагрузки» отношений представители администрации Обамы утверждали, что никогда не рассчитывали на то, что наступит новый период крепкой дружбы с русскими, а просто надеялись «отделить» спорные вопросы от той сферы, где возможно продуктивное сотрудничество. Эта стратегия действительно привела к реальным успехам в некоторых областях — от иранских санкций до материально-технической помощи в войне в Афганистане и ядерного разоружения. Но события понедельника показали, что Россия теперь намерена использовать соглашения по контролю над вооружениями (которые являются основой сотрудничества между двумя странами после холодной войны) в качестве рычага давления в других спорах. И трудно сказать, какие области возможного сотрудничества (если они вообще останутся) могут стать предметом споров в дальнейшем.
Тем не менее, учитывая пугающую возможность столкновений между американскими и российскими силами в Сирии, Вашингтон не может позволить себе полностью отвернуться от Москвы. В заявлении, сделанном в понедельник, отмечается, что канал связи для «снижения конфликтных ситуаций и разрешения спорных вопросов» между двумя сторонами будет оставаться открытым. И хотя события понедельника могут привести к введению против России новых американских санкций, те санкции, которые были введены в связи с войной на Украине, особого влияния на действия России не оказали, несмотря на то, что из-за них экономика страны понесла серьезный ущерб.
Даже если ощутимые результаты этого рокового дня, возможно, появятся несразу, мы сможем заметить, как резко изменится риторика администрации в адрес России и во всем, что ее касается. Обама во время своего выступления на предвыборном митинге с удовольствием использовал Путина в качестве дубины для нападок на Дональда Трампа, но администрация не решается публично осуждать Россию за последние кибератаки на демократическую партию, опасаясь, что Россия в ответ будет активизировать эти кибератаки. На публике представители властей склонны высказываться неопределенно, хотя, выступая анонимно, обвиняют Россию открытым текстом. Как пишет New York Times, эта осторожность «привела к тому, что некоторые представители Белого дома и госдепартамента взбунтовались».
Если мы станем свидетелями более определенных публичных обвинений в адрес Кремля, то это, возможно, будет подтверждением того, что администрация в оставшееся до своего ухода время отказалась от всякого продуктивного сотрудничества с Россией.