В Беларуси в сентябре прошли масштабные военные учения. Отрабатывались антитеррористические операции, маневры по усилению государственной границы, отражение атак условного противника, в том числе отражение ударов с воздуха. О том, к чему готовится руководство Беларуси, Радио Польша побеседовало с Юлиушем Сабаком, экспертом портала defence24.
— Учения белорусской армии, которые прошли в сентябре, трудно назвать стандартными. Можно даже сказать, что они кардинально отличаются от проводимых ранее. Почему?
— Специфическим в этих учениях было то, что они проходили на востоке страны. Это не типично, потому что зачастую белорусские военные учения проходили ближе к польской границе с уклоном на возможную угрозу со стороны сил НАТО. На этот раз, мало того, что учения проходили на востоке, они также были нацелены на борьбу против так называемых «сепаратистов». Согласно сценарию, сепаратисты заняли территорию на востоке Беларуси. Белорусские военные, а также подразделения МВД, должны были защитить граждан и впоследствии ликвидировать сепаратистов или, как их еще называют, «зеленых человечков». Кстати, впервые слово «сепаратисты» было использовано в пресс-материалах Минобороны Беларуси в контексте гипотетического противника. Это важно и свидетельствует о том, что Беларусь может опасаться такого рода проблем с восточной стороны.
— Эти учения — довольно серьезный сигнал. Почему вдруг белорусы стали насторожено относиться к россиянам?
— Это может следовать из довольно сложной политической ситуации. В последнее время Лукашенко старается получить больше независимости от России, как политической, так и военной. Это можно наблюдать, начиная с 2014 года, после того, что произошло в Украине. Белорусские власти начали опасаться подобного сценария, в случае, если бы Россия сочла, что Беларусь стала более независимой. В связи с этим, мы могли наблюдать отказ Лукашенко разрешить строительство мощной авиабазы на территории старой советской базы в Барановичах. Он также отказался от размещения на территории Беларуси орудий типа «Искандер». Лукашенко также занял более независимую позицию в контексте военной промышленности. Сотрудничество с РФ продолжается, однако Беларусь старается развивать собственную систему вооружения, сотрудничая также и с другими странами, например, с Китаем. Новейшая ракетная установка белорусов «Полонез» — это как раз результат подобного сотрудничества. Интересно, что первым подразделением, которое получило эту установку на вооружение, стала 336-я артиллерийская бригада в Осиповичах в Могилевской области, которая базируется в 250 км от границы с Россией, то есть на востоке, а не на западе страны. Последнее также может быть сигналом охлаждения военного сотрудничества, невзирая на то, что белорусы продолжают учения с участием россиян.
— И все-же, почему Лукашенко начал себя вести подобным образом по отношению к своему, казалось бы, главному союзнику?
— Лукашенко опасается слишком большой зависимости от России. Можно сказать, он понимает, что такая зависимость уже имеет место. Россия в значительной мере контролирует белорусские СМИ, у нее огромное влияние на армию и другие ключевые государственные институты, которые Лукашенко предпочитал бы контролировать единолично. Огромное значение имеет также эмбарго в отношении России. Для Лукашенко открываются большие возможности, потому что для России важен импорт, который реализовывается посредством Беларуси. Это касается в том числе продукции военной промышленности, которая официально импортируется из Беларуси, а не из ЕС. Иногда это выглядит еще и забавно, когда в российских магазинах, например, появляются креветки или апельсины, официальной страной-поставщиком которых является Беларусь. Это достаточно сильный политический и экономический аргумент, который используется при каждой возможности. Лукашенко, невзирая на свой не совсем демократичный способ правления, является весьма эффективным политиком.
— Если все будет продолжаться в том же духе, как в таком случае будет реагировать Россия? И возможно ли, что когда-нибудь на территории Беларуси таки появятся «зеленые человечки»?
— Начиная с конца, скажу, что «зеленые человечки» могут появиться в любой стране, в которой проживает значительное российское меньшинство. В Беларуси проживают порядка миллиона граждан, которые признают себя россиянами. Особенно на востоке страны. Поэтому подобный сценарий воспринимается Лукашенко весьма серьезно. Последние учения «против сепаратистов» являются четким сигналом того, что Лукашенко к этому сценарию готов. В свою очередь, Россия старается проявлять давление по отношению к Беларуси как в экономическом, так и военном плане. О чем, среди прочего, свидетельствует масштабное развертывание войск РФ в рамках западного фланга вблизи российско-белорусской границы и Украины. Таким образом, российские войска могут быть использованы против обоих государств. Можно говорить, что сейчас идет своего рода психологическая борьба в меру возможностей как России, так и Беларуси. У Беларуси в этом плане возможностей, конечно, поменьше будет. Ко всему Россия использует свой энергетический потенциал. Речь идет о поставках газа и нефти, а также о способе расчета за это сырье. Между Россией и Беларусью продолжается борьба по поводу цены, но также и валюты, в которой должны быть оплачены счета. Россия настаивает на том, чтобы Беларусь платила в долларах, исходя хотя бы из того, насколько нестабильным сейчас является рубль.