Многие утверждают, что в Европе началась новая холодная война, и она в первую очередь ведется на информационном поле. По одну сторону фронта — российские государственные СМИ, по другую — европейская рабочая группа East Stratcom Task Force. Или, как некоторые предпочитают считать, Россия распространяет ложь, а ЕС — правду.
Я внимательно следила за работой этой структуры ЕС и потрясена тем, насколько низкокачественную пропаганду она распространяет. Организация имела дело с российской точкой зрения на такие темы, как, например, незаконный переворот на Украине с заметными следами западного вмешательства в феврале 2014 года, расширение НАТО как угроза России, сравнения событий в Крыму (референдум и отделение) с ситуацией в Косово.
Все эти мнения называли дезинформацией и противопоставляли их истине. Но если ответ так прост, то что делать с рядом западных ученых, которые придерживаются того же мнения, что и Россия, — профессором Джоном Миршаймером (John Mearsheimer) из Чикагского университета, Андреем П. Цыганковым из Университета Сан-Франциско, профессором Ричардом Саквой (Richard Sakwa) из Кентского университета. Рабочая группа ЕС должна позаботиться о том, чтобы этих знатоков истории и общественных отношений России уволили за распространение пророссийской дезинформации.
Я спросила нашего министра иностранных дел о его мнении насчет этой структуры ЕС, и он ответил, что очень доволен ее работой. По его словам, русские называют ее сотрудников «элитными солдатами ЕС», и это действительно так.
Из ответа министра иностранных дел я узнала, что задача организации — «развенчивать мифы» и «внедрять правдивое представление о ценностях и политике ЕС». Также мне было сказано, что очень важно противостоять дезинформации. Министр пишет: «Дезинформация — это проблема, и важно понять, почему. Главная цель дезинформации — не переубедить население, а заставить его сделать вывод, что объективной правды не существует. Все средства массовой информации лгут — и западные, и российские — и все они работают лишь на поддержку определенной политической программы. Российский эксперт Петр Померанцев называет это превращением правды в оружие.
Идея об отсутствии абсолютной истины, о том, что правда — это всегда инструмент власти, ее орудие, угрожает свободным и независимым СМИ, а также демократическим дебатам на основании объективных фактов. С появлением интернета ежедневно распространяются большие объемы информации, которую никто не проверяет на соответствие классическому журналистскому стандарту».
Конечно, я читала труды Петра Померанцева, которые, вероятно, и стали идеологическим мотивом учреждения рабочей группы ЕС. Он пишет, что «Россия — это могущественный деятель, систематически злоупотребляющий информационной свободой с целью распространения дезинформации». Это делается в рамках «транснациональной военной кампании».
Самое интересное в произведении Померанцева — предисловие издателя Майкла Вайсса (Michael Weiss). Конечно, он хвалит книгу и подчеркивает ее важность словами: «Один из самых своеобразных аспектов геополитики XXI века заключается в том, что Запад склонен считать Владимира Путина своим противником или врагом. На почве наивности, цинизма или стремления выдавать желаемое за действительное в последние 14 лет сформировался миф, что США и Европа имели в лице Кремля честного партнера и союзника… А теперь США и Европе пришлось посмотреть правде в глаза: Россия — реваншистская держава в период военного возрождения и с имперскими замашками».
Так что в основе структуры ЕС лежит представление о России как реваншистском и империалистском государстве, которое никогда не может стать союзником. В 90-е или с 11 сентября 2001 по 2004 год мнение о России было иным, однако сейчас оно забыто. Сегодня кажется, что плохие отношения двух сторон неизбежны, и исследователь Андрей Цыганков из Университета Сан-Франциско называет это русофобией. Министр иностранных дел утверждает, что рабочая группа ЕС создана, чтобы действовать во имя объективности и «правдивого освещения событий», но в ее работе с трудом можно найти эти качества.
Как быть с концепцией, которая заставляет людей верить, что есть множество способов передать факты, а объективной правды не существует?
По-моему, если кто-то еще не заметил, что действительно существует много способов описывать происходящее, и объективную правду всегда трудно найти, то ему не помешает обратиться к врачу. Каждый борется за свою правду.
Не Россия первая обнаружила, что можно использовать информацию для усиления власти и влияния. И это произошло не в нашем столетии. Зачем Цезарь писал свои труды о галльских войнах? Государства, партии, вожди, компании всегда боролись за ту историю, которая оценивала их с наиболее выгодной стороны. Вот почему во время революций захватывают телебашни. Информация означает власть.
При этом ЕС утверждает, что его информация истинна, а русские лгут. А нам, датчанам, приходится финансировать пропагандистские органы, такие как рабочая группа ЕС. Как мы добьемся истины и мира, если хорошие отношения с Россией заранее считаются невозможными? В действительности, наиболее опасная точка зрения заключается в том, что истиной владеет всего один игрок — такой, каким хочет стать East Stratcom.
Если министр иностранных дел и другие хотят противопоставить себя российской позиции, для чего у них, несомненно, могут иметься веские причины, то мне не понятно, почему бы им не поступить, как делают газеты, и печатать письма читателей, появляться на телевидении, вести блоги, создавать новые сайты, подобно активистам и лидерам общественного мнения по всему миру. Стремление дать одну-единственную версию истории выглядит по-советски железобетонным. К счастью, Советский Союз давно канул в небытие.
Пора признать, что рабочая группа ЕС распространяет контрпропаганду, и просто ее закрыть. Можно даже начать с признания существования различных суждений о России после падения Берлинской стены: экспансионистская агрессивная империя, распространяющая ложь о добром Западе, чтобы создать предпосылки атак на соседние страны, или же новая держава, авторитарная, но некоммунистическая, пребывающая в поисках собственной идентичности, своего места в системе международных отношений.
Если мы продолжим поддерживать русофобскую версию истории, мы исключим для себя возможность спокойных и разумных отношений с Россией. Мы рискуем оказаться в состоянии постоянной напряженности перед лицом новых войн, включая гражданские наподобие ситуации на Украине. И мы оттолкнем Россию прямо в объятия Китая.
Но в тот день, когда возникнет открытый конфликт с миром ислама, было бы неплохо иметь христианскую державу на своей стороне. А для этого нам надо избавиться от русофобии.
Комментарии читателей
henrikrclausen 08.10.2016
«Я пока не вижу никаких признаков „империалистской России“. Никаких стратегических планов создания российской империи за пределами нынешнего государства. Утверждать обратное без доказательств — само по себе пропаганда.
„Братья-мусульмане“ имеют империалистские претензии, так же, как и „Исламское государство“ (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. пер.) и Турция, которая открыто заявляет, что хочет возродить Османскую империю. По всем разумным аналитическим параметрам нам следовало бы считать врагами „Братьев-мусульман“, „Исламское государство“ и потенциально Турцию. Но не Россию».
Hans Hansen 09.10.2016
«Я согласен насчет империалистских намерений ислама, но не согласен, что у России их нет.
Вторжения в Крым и на восток Украины, ответственность за которые лежит не только на маргинальных сепаратистах, но и на вечном оппортунизме Путина, достаточно, чтобы кто угодно увидел, что Россия никогда полностью не отказывалась от советского империализма.
Среди российских граждан многие мечтают о Сталине, несмотря на огромные масштабы сталинского геноцида (20 миллионов убитых).
Поляки и прибалты, а также прочие страны, прежде бывшие в подчинении советской диктатуры, сейчас ненавидят Россию, и это не преувеличение».
Thomas Borgsmidt 08.10.2016
«Иметь хорошие отношения с Россией невозможно, и не из-за того, что мы не пытались, а потому, что результат всегда и без всяких исключений оказывается отрицательным».
Jørgen Villy madsen 09.10.2016
«Это все та же старая война, которая продолжается по привычке и потому, что никто не знает, как ее прекратить и зачем. Еще в 1917 году английские, французские и американские силы вошли в Россию, чтобы вместе с „белыми“ войсками царской диктатуры сражаться против „красных“.
С тех пор и идет борьба Востока и Запада, и нет никаких признаков, что она когда-нибудь прекратится. Да и кому это нужно? Война вдохновляет, пробуждает творческие силы, стимулирует развитие, без войны откуда взяться героям?
Во Вторую мировую случилась короткая пауза. Запад спонсировал вооружение Германии, надеясь, что Адольф нападет на коммунистов на Востоке, после чего Запад сможет беспрепятственно нести русским свободу, демократию и особенно капитализм, не пожертвовав ни единой жизнью.
Увы, Гитлер не так все понял и обратил свои орудия против Запада, который его финансировал. Это было чересчур коварно, но, к счастью, удалось наладить сотрудничество с русскими, так что они и понесли наибольшие потери. А когда русские разбили Германию, благодарностью им стало создание НАТО, нацеленного против коммунизма, то есть, как всегда, против России.
Все снова стало как раньше, и так продолжается до сих пор. Всем это известно. Будет ли так и дальше? Очевидно. Россия должна подчиниться империи, сколько бы русских жизней это не стоило».