Кремль предлагает населению готовиться к столкновению с Западом. В то же время Путин отменяет визит в Париж. Борис Джонсон заявляет: «Это государство-изгой».
Администрация района Кузьминки на южной окраине Москвы решила не мешкать и приступила к сбору средств среди своих жителей на строительство нового атомного бомбоубежища: «Каждый сдавший деньги получит именной пропуск в убежище. Торопитесь, количество мест ограничено». Похоже, Россией овладел психоз, связанный с возможностью начала конфликта с Западом, хотя, как мы надеемся, до него еще далеко, несмотря на сильнейшее напряжение.
Владимир Путин отменил вчера свою поездку в Париж после словесной перепалки с Франсуа Олландом, последовавшей за российским вето, наложенным на резолюцию ООН по Сирии. Сначала Ангела Меркель говорила о возможных новых санкциях против Москвы из-за Сирии и на севере Европы (ракеты Искандер, постоянные полеты бомбардировщиков). Вмешался даже министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон (Boris Johnson), не церемонясь с оценками: «Необходимо провести расследование в связи с военными преступлениями России в Алеппо, эта страна может стать нацией-изгоем». Джонсон также призвал людей выйти на акции протеста к российским посольствам в мире. Все как будто только усугубляет напряжение, изоляцию Кремля и самые иррациональные страхи.
В России эти страхи, похоже, превратились в самую настоящую манию. Губернатор Санкт-Петербурга Полтавченко издал в понедельник, 10 октября, указ о приготовлении запасов зерна. Городские власти должны быть способны обеспечить каждого жителя 300 граммами хлеба в день в течение 20 дней. На прошлой неделе в школах, офисах и заводах по всей стране проходили специальные учения по гражданской обороне: что делать в случае нападения, где находятся бомбоубежища и т.д. В развешенных по району Кузьминки объявлениях открыто говорится: «в связи с ожидаемой ядерной агрессией в адрес РФ со стороны недружественных стран (США и его сателлитов)».
На военных учениях «Кавказ 2016», в которых приняли участие 120 тысяч человек, генштаб проводил испытания новой системы управления страной в случае возникновения конфликта. Как пишет ежедневная газета «Известия», функции губернаторов, всех местных институтов, министерства внутренних дел, секретных служб и гражданской обороны в этом случае немедленно перейдут под начало четырех военных округов, на которые поделено государство.
Готовится ли Россия к войне? Полеты ее военных самолетов у расположений НАТО (США делают то же самое вдоль арктического побережья) нужны для получения данных о вражеской обороне? Даже если на первый взгляд это так и кажется, действительность весьма далека от этих предположений. Путин играет мускулами, считают комментаторы, и ради этого напоминает своим противникам, что Россия готова справиться даже с самыми катастрофическим действиями. С той же самоотверженностью, которую она проявила во время Великой Отечественной войны, как здесь называют Вторую мировую.
Однако эта игра может плохо закончиться, говорит главный редактор независимой радиостанции «Эхо Москвы»: «Мы устанавливаем противовоздушные ракетные установки на базах в Сирии… Против кого? Не против ИГ (запрещенной в России террористической организации), у них нет авиации. Речь идет о движении к конфликту, который может вспыхнуть даже случайно». Россия снова оказалась в одиночестве, а сближение с Европой, казалось, уже не за горами. «Отношения с Западом постоянно ухудшаются, — объясняет Венедиктов. — И это еще не конец».