Прошедшая неделя была богата заявлениями, которые затрагивают отношения США и России. Вашингтон отказался от координирования военных операций в Сирии, где режим Асада и российская авиация продолжают бомбить больницы. Вашингтон также обвинил Москву в кибератаках, предпринятых с целью повлиять на избирательную кампанию в США. В свою очередь, президент России Владимир Путин издал указ, согласно которому Россия прекращает выполнять свои обязательства по соглашению об утилизации, или уничтожении излишков (со времен эпохи холодной войны) плутония, используемого для изготовления ядерных зарядов. А премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о приостановке сотрудничества в области исследований атомной энергии.
В реальности это мало что меняет, так как соглашение между Россией и США об излишках плутония было заключено в 2000 году, но до сих пор ничего не сделано. Но все же любая связанная с ядерным оружием тема всегда привлекает внимание и вызывает обеспокоенность, что создало соответствующую атмосферу для выдвижения Кремлем условий, которые были включены во внесенный в Госдуму законопроект. А именно: Москва может снова начать соблюдать соглашение, если Вашингтон уменьшит военное присутствие в новых странах-членах НАТО, отменит так называемый закон Магнитского, прекратит применение направленных в отношении России санкций, а также компенсирует причиненный в результате санкций и контрмер Москвы ущерб. В этой связи появились насмешливые комментарии, потому что ранее рассказывалось, что санкции России не вредят и даже способствуют развитию производства.
Перечень требований Кремля может показаться довольно странным, и по большому счету он не имеет ничего общего с разногласиями Вашингтона и Москвы по технологиям, которые следует применять для безвозвратной утилизации плутония, чтобы радиоактивный металл больше нельзя было использовать. В этом и нет необходимости, потому что в распоряжении обеих сторон сейчас достаточно ядерного оружия, которое способно превратить
Почему Москве пришло в голову увязывать «недружественность» Запада со своим отказом выполнять соглашение, о котором известно лишь немногим? Оппозиционер Константин Боровой приравнивает игру Кремля к хулиганским выходкам с целью привлечь внимание. Некоторые усматривают в этом определенный сигнал. А другие — очередной шантаж, главное в котором не соглашение об утилизации плутония, а напоминание об унаследованном Россией ядерном арсенале, несмотря на то, что и ранее звучали более или менее серьезные намеки на то, что он может быть задействован. Так, недавно метеорологические новости на телеканале «Россия-24» просвещали публику о возможных погодных условиях в Америке, если над штатом Небраска взорвется атомная бомба. Возможно, считается, что такого типа информация улучшит настроение аудитории местных телезрителей, а внешний мир таким образом будет настраиваться не вмешиваться во «внутренние дела» России на Украине, в Грузии и других местах. А также не делать слишком далекоидущие выводы, к примеру, по поводу сбитого пару лет назад над Донбассом самолета Malaysia Airlines и других событий, которые раскрывают суть политики Кремля. Однако именно это сейчас важно.