Это могло бы стать великолепным торжеством мира и гармонии по случаю 25-летия с того дня, когда Дания стала второй в мире страной, восстановившей дипломатические отношения с Эстоний после окончания холодной войны. Но когда премьер-министр Ларс Лёкке-Расмуссен (Lars Løkke Rasmussen) (партия Venstre) принимал сегодня главу эстонского правительства Таави Рыйваса (Taavi Rõivas), стало ясно, что есть нечто, омрачающее визит.
Дело в том, что агрессивное поведение российское стороны в последнее время привело к тому, что страны Балтии стали особенно опасаться того, что может прийти в голову русским. Поэтому, в частности, Дания приняла решение направить 200 датских солдат в Эстонию в рамках наращивания присутствия в странах НАТО, расположенных поблизости от России.
«Время — очень неспокойное, гораздо более неспокойное, чем оно было 25 лет тому назад», — заявил Таави Рыйвас.
Тем самым эстонский глава правительства словно эхо повторил слова Джона Сауэрса (John Sawers), бывшего шефа британской разведки MI6, который сказал недавно, что российское стремление использовать военную силу не может не иметь значение для стратегических отношений между Западом и Востоком.
«Мы на пути в эру, которая столь же опасна, если не более опасна, чем холодная война, потому что мы не учитываем стратегические отношения между Москвой и Вашингтоном», — заявил он газете The Guardian.
Боязнь России
Аннексия Россией украинского Крымского полуострова в 2014 году ухудшила отношения между НАТО и Россией, еще одним испытанием для этих отношений стал конфликт в Сирии. На прошлой неделе министр иностранных дел Кристиан Йенсен (Kristian Jensen) (партия Venstre) назвал «военным преступлением» то, что Россия совместно с правящим в Сирии режимом начала массированное наступление на мятежников в крупном сирийском городе Алеппо.
Кроме того, Дания может ухудшить отношения с Россией, которая планирует проложить 1200 километров газопровода, «Северный поток-2»; он, в частности, должен пройти в датских территориальных водах. Многие страны ЕС против газопровода, потому что он может увеличить зависимость от поставок энергии из России — вопреки намерениям Энергетического союза ЕС.
В Еврокомиссии еще не нашли неопровержимый юридический аргумент, который мог бы означать, что Дания оказывается под давлением, чтобы остановить строительство газопровода, например, на основании законодательства об охране окружающей среды.
«Вмешиваться в датскую политику было бы невежливо», — сказал Таави Рыйвас, — когда его вчера спросили об этой проблеме. Поэтому он не хотел бы предлагать Ларсу Лёкке Расмуссену попытаться вставлять палки в колеса проекту, который имеет большое значение для принадлежащего государству российского «Газпрома».
Тем не менее, Таави Рыйвас четко дал понять, что он рассматривает «Северный поток-2» больше как политический проект, нежели как экономический, который приведет к росту зависимости от российского газа, особенно западноевропейских стран. В конфликте с ЕС Россия может использовать эту форму зависимости как средство давления, — как, например, это происходило по отношению к Украине.
«Будучи экономистом, я знаю, что быть зависимым от одного источника поставок, не означает ничего хорошего. Дело в том, что ты становишься слишком зависимым. Особенно, когда речь идет о сырье, имеющем такое большое значение, как газ. Я верю в разнообразие. Я верю в то, что свяжет страны ЕС друг с другом», — заявил Таави Рыйвас.
Ларс Лёкке Расмуссен заявил, со своей стороны, что ЕС должен найти общее решение.
«Совершенно очевидно, что мы имеем дело с тем, что не является традиционным бизнесом. Поэтому нам нужна более активная геополитическая дискуссия. Эту дискуссию мы должны вести на европейском уровне, именно поэтому мы ожидаем решения Еврокомиссии», — заявил он.