На протяжении пары дней в прошлом месяце посещавшие Сербию неосведомленные журналисты легко могли поверить в то, что эта страна является российским форпостом. Сербские таблоиды, которые служат главным печатным источником информации в стране, вышли с большими фотографиями Владимира Путина на своих обложках и повели оживленную дискуссию о том, защитит ли российский президент Сербию и ее спорную территорию Косово, или променяет их на признание Крыма российским. А еще на первых страницах появились заголовки, вызвавшие воспоминания о риторике холодной войны. Например, государственная газета Informer 20 сентября вышла с заголовком: «Путин: я могу уничтожить Штаты за полчаса».
Исторические, культурные и политические связи между двумя странами, стойкое влияние православной церкви и негативный имидж Запада, сформировавшийся из-за натовских бомбардировок в 1999 году, создали благоприятные условия для формирования мировоззрения под влиянием Москвы. Из-за финансовой зависимости прессы, которая почти полностью находится под государственным влиянием, а также из-за наплыва контента из Москвы, который зачастую можно публиковать совершенно бесплатно, Сербию все чаще воспринимают как поле сражения между Востоком и Западом.
Сегодня, когда сербы пытаются решить, в каком направлении им идти в связи с подачей заявки на вступление в ЕС, особую озабоченность вызывает рынок СМИ, который заполонили издания, занимающиеся скорее пиаром, нежели независимой журналистикой. В продаже имеется лишь ограниченное количество независимых сербских газет с небольшим охватом аудитории, таких как Vreme, Novi Magazin и Danas. Поэтому те читатели, которые хотят получать новости из источников, независимых от групп с особыми интересами, все чаще обращаются к мультимедийным платформам типа KRIK, Insajder и Pescanik, занимающимся журналистскими расследованиями и публикующим мнения. А многие сербы по-прежнему плохо информированы о самых актуальных для страны вопросах.
Иллюстрацией размаха российского влияния стало исследование, проведенное в мае 2016 года аналитическим Центром евроатлантических исследований, который поддерживает связи с Западом. Центр выяснил, что 110 зарегистрированных в стране неправительственных организаций, ассоциаций и средств массовой информации напрямую связаны с действующим сегодня в Сербии российским лобби.
В то же время англоязычный телеканал Russia Today (RT) доступен на кабельном телевидении, и более года на сербском языке идут радиопрограммы а в журналах печатаются материалы, содержание которых определяет Москва. У популярного еженедельного журнала Nedeljnik есть ежемесячное приложение R Magazin, которое выходит на деньги российского государства и публикуется многоязычным изданием о российской политике Russia Beyond the Headlines. Спонсором в данном случае выступает государственная «Российская газета». В качестве примера публикуемых материалов журнала можно привести следующее. В мартовском номере была напечатана аналитическая статья о том, почему Россия побеждает в сирийской войне, а также мемуары российского военного корреспондента о натовских бомбардировках 1999 года, когда наносились удары по сербским гражданским объектам. Все материалы, включая статьи на сербском языке и фотографии, доставляются из Москвы. По словам журналистов из этого издания, с которыми мне удалось побеседовать, руководство Nedeljnik не оказывает никакого влияния на содержание приложения.
Главный редактор Nedeljnik Велько Лалич (Veljko Lalic) рассказал, что разговоры о российской экспансии в сербских СМИ это «преувеличение», и что он не понимает, «почему вдруг все об этом заговорили». «Ходят слухи, что русские купят то одно, то другое крупное сербское издание, но у них только портал и радио Sputnik, а Sputnik пользуется популярностью, потому что он хороший», — заявил Лалич.
Журнал и портал Nova Srpska Politicka Misao посвящен сербской политике, и многие считают, что он близок к России. Его главный редактор и политолог Джордже Вукадинович (Djordje Vukadinovic) говорит, что российское влияние на сербские средства массовой информации усиливается, однако тут же добавляет: «Конечно, это далеко не то, чего хотелось бы России». По словам Вукадиновича, в Сербии есть люди, которые боятся российского влияния. В то же время, существуют неправительственные организации, которые получают финансовые дивиденды, если их считают антироссийскими. Вукадинович отмечает, что западные взгляды в Сербии представлены посредством СМИ, которые принадлежат Америке и Западу, и вполне доступны. Регулярное появление фотографий Путина на обложках сербской прессы он объясняет «общей популярностью России среди сербского народа», а также текущей политикой сербского государства, которая «носит антизападный характер».
Одной из самых значительных перемен на медийном поле Сербии стало появление там чуть больше года назад канала Sputnik. Москва запустила новостной портал и радиопрограмму на сербском языке под лозунгом «Sputnik рассказывает нерассказанное». Теперь его передачи можно услышать на местных радиостанциях по всей стране. Журналисты Sputnik встречались с сербским президентом Томиславом Николичем, хотя такую честь обычно оказывают высоким и почетным гостям. Многие усмотрели в этом четкий сигнал о политических предпочтениях президента.
Как сообщает рекламный видеоролик портала, вышедший в его первую годовщину, данное приложение скачивали более 100 тысяч раз. Кроме новостей Sputnik предлагает аналитику, мнения, политические карикатуры, колонки обозревателей, проводит опросы общественного мнения. Подзаголовки статей почти всегда наводят на размышления. Например, статья от 6 июля вышла под названием «Блэра надо призвать к ответу за Ирак и Югославию», а в другой статье прозвучали утверждения о том, что антироссийские экономические санкции на самом деле пошли на пользу России и во вред Западу.
Очень сложно количественно измерить степень влияния и последствия от медийной экспансии России на сербском рынке. Можно только сказать, что она вносит свой вклад в создание фрагментированной картины мира в соответствии с российскими политическими интересами. Из-за нехватки средств, ставшей отражением общей экономической ситуации в стране, многие новостные издания в Сербии используют статьи и аналитические материалы, предоставляемые платформой Sputnik, что увеличивает степень охвата контентом из Москвы. Например, 14 сентября принадлежащая немцам и швейцарцам сербская ежедневная газета Blic перепечатала статью Sputnik под названием «Fox News: Обама сдался русским». В статье приводятся слова безымянного ведущего Fox News, заявившего о своем удивлении по поводу того, что США пришлось обращаться за помощью к русским при организации сирийских мирных переговоров. По его словам, «Вашингтон был вынужден идти на поклон к Москве, чтобы получить поддержку по Ближнему Востоку». По словам этого неназванного источника, данные действия обеспечили России «существенное влияние на Ближнем Востоке, в то время как роль США сильно ослабла». Сербское национальное агентство новостей TANJUG тоже время от времени выдает в эфир материалы Sputnik.
Главный редактор сербской службы финансируемого американским правительством «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Милош Теодорович (Milos Teodorovic) сказал, что сербским СМИ следует обращать больше внимания на источники, и что журналистов Sputnik часто представляют как аналитиков, когда они выступают на национальном телевидении. «Это необычно и непрофессионально, — заявил Теодорович. — Их нельзя называть независимыми, так как они открыто отстаивают [официальную] точку зрения России».
Отчасти привлекательность Sputnik объясняется его прилизанным дизайном, использованием соцсетей и доступностью. Многие сербские средства массовой информации не в состоянии оплачивать контент таких агентств, как Reuters или Associated Press, а российские источники обычно предоставляют информацию бесплатно. По условиям редакционной политики Sputnik, его контент может использовать кто угодно и бесплатно, надо только дать ссылку на это средство массовой информации.
Пока еще слишком рано делать выводы о том, сумеют ли финансируемые из России новостные издания изменить ход дискуссии в сербских СМИ. По словам редактора национальной широковещательной компании Radio Television of Serbia Зорана Станоевича (Zoran Stanojevic), «из-за коммунистического прошлого многие люди в Сербии могут отличить пропаганду от новостей, но лишь в том случае, если это имеет к ним прямое отношение». Как и многие другие мои собеседники, Станоевич сказал, что сербское медийное пространство пропиталось «полуправдой» и благоприятными для правящей элиты репортажами. В такой среде, отмечает Станоевич, единственное, что можно сделать, это проводить «кампанию по ликвидации неграмотности СМИ», целью которой должны стать не только сербские потребители новостей, но и журналисты.
Президент Сербской ассоциации независимых СМИ Вукасин Обрадович (Vukasin Obradovic) отметил, что не должно иметь никакого значения, является то или иное СМИ «пророссийским» или «прозападным». «Прежде всего, Сербии нужны профессиональные и ответственные средства массовой информации, и когда у нас появятся такого рода материалы, люди смогут отличить правду от пропаганды, — заявил он. — До этого выигрывать от существующей сегодня медийной среды будет только политический режим, поскольку он легко может манипулировать общественным мнением».
Мария Шайкаш — автор статей и исследователь, живущая в Нью-Йорке. Она зарубежный корреспондент белградского еженедельного издания Novi Magazin и учредитель исследовательской и консалтинговой фирмы 4 Better Media.