«Застопорившееся наступление на Мосул» — главная тема французских газет, выходящих во вторник, 25 октября. Для разработки темы есть другой информповод: в этот же день в Париже проходит встреча министров обороны стран международной антитеррористической коалиции. Обсудив трудности наступления на иракский «бастион» ИГ (Мосул), министры обговаривают подготовку к операции за взятие «бастиона» сирийского — Эр-Ракки.
«Два года назад Барак Обама сравнил (террористическую группировку) ИГ с баскетбольной командой второй лиги, которая напялила футболки «Лос-Анджелес Лейкерс», — так начинает свою передовицу Le Figaro, полагая, что обамовское «сравнение было не очень удачным»: через несколько месяцев террористы взяли Мосул.
И даже сегодня — «если террористы ИГ и не состоят в первой военной лиге», то все равно «ставят в трудное положение военных грандов», — продолжает газета, посвятившая три полосы подробностям наступления антитеррористической коалиции на миллионный Мосул, ставший «опорным пунктом» джихадистов в Ираке.
ИГ удерживает город больше двух лет. Какое-то время этот факт не очень волновал остальной мир: «потребовались месяцы, чтобы коалиция, объединяющая страны с самыми массивными бюджетами обороны на планете, дерзнула перейти в наступление», — пишет Le Figaro. Но «месяцы раздумий» — это все-таки не два с лишним года, в течение которых террористы ИГ заправляют в Мосуле.
Но даже начавшееся и, вроде бы, подготовленное наступление международной коалиции выдается очень тяжелым.
«Медленное продвижение иракских антитеррористических сил в 10 километрах от Мосула», — с таким заголовком выходит Le Monde.
Между тем, французские власти считают, что следует, не откладывая, приступать еще к одной битве — к взятию Эр-Ракки, «бастиона» ИГ в Сирии.
Рассмотрение подготовки к битве за Эр-Ракку стало одним из главных вопросов сегодняшней парижской встречи 13 министров обороны стран коалиции — во главе с американцем Эштоном Картером и французом Жан-Ивом Ле Дрианом.
Но начали министры с обсуждения всех возможных вариантов развития событий в Мосуле — начиная с бегства террористов и заканчивая их сопротивлением «до последнего патрона». Источник газеты во французском Министерстве обороны больше верит во вторую гипотезу. «Если бы террористы хотели сбежать, они бы это уже сделали», — сказал источник, добавивший, что сейчас происходит обратный процесс: в последние дни из Сирии к Мосулу подошло несколько сотен боевиков.
Силы антитеррористической коалиции смогут окружить город, вероятно, не ранее, чем через месяц. Сколько продлится штурм Мосула — никто не может сказать точно, но источник во французском Минобороны говорит «о неделях и даже месяцах».
Что касается желания французов подтолкнуть коалицию к скорейшему наступлению на Эр-Ракку, то здесь могут возникнуть проблемы с реакцией американского президента. В окружении Обамы царит представление о том, что с террористической группировкой ИГ, по большому счету, будет покончено после взятия Мосула, утверждает Le Figaro.
«Нет, мы не сможем уничтожить ИГ без взятия Эр-Ракки и без урегулирования ливанской проблемы», — настаивают в Минобороны Франции.
Впрочем, в ходе наземной операции по взятию Эр-Ракки может возникнуть серьезная проблема, которой нет в Мосуле — в Сирии трудно найти достаточное количество бойцов, готовых сражаться с ИГ.
В наступлении на Мосул, в котором сейчас окопались примерно 4 тысячи боевиков ИГ, участвуют от 40 до 50 тысяч бойцов иракской армии и повстанцев.
Ничего подобного пока не предвидится в Эр-Ракке, где, по всей вероятности, сейчас находится примерно такое же количество боевиков ИГ — от 3 до 4 тысяч. В таких условиях участники коалиции надеются на предложения со стороны Турции и… курдских вооруженных формирований — заклятых противников, которые теперь, в теории, должны будут координировать свои действия в борьбе с общим врагом.
Получится ли это — большой вопрос. В репортаже, посвященном взятию города Башика (пригорода Мосула), корреспондент Le Figaro рассказывает о том, с каким трудом продвигаются вперед участники коалиции.
Это связано не столько с сопротивлением боевиков ИГ, которые все же сосредоточили основные силы в Мосуле, сколько с низким уровнем координации между разными силами коалиции и даже между бойцами одних и тех же воинских формирований. Корреспондент рассказывает, например, про действия разнородных курдских сил, которые компенсируют отсутствие нормального скоординированного командования личным мужеством — правда, «без особого успеха».
Еще один пригород Мосула — город Абасси, расположенный южнее — неделю назад окружила иракская армия. Но для того, чтобы взять город, у нее пока нет технических возможностей: имеющаяся техника не годится для боев на узких улицах. Уставшие бойцы иракской армии держат окружение, но не знают, что делать дальше и откуда придет подмога — а в это время их беспрерывно и с разных сторон атакуют джихадисты.
«Измотанным иракским солдатам» противостоят террористы, для которых загубить свою или чужие жизни не является никакой проблемой, пишет Le Figaro.
«Два года мы воюем без остановки, — говорит иракский офицер, — Я не знаю ни одного солдата, который бы не потерял хотя бы одного товарища. И, говоря между нами, я думаю, что эта война продлится еще очень долго. И это не военная проблема, это проблема политическая». Джихадисты пользуются отсутствием координации у своих противников, полагает иракский офицер.
Даже перед лицом общего, более страшного врага, иракская армия и курдские повстанцы с трудом держат общий фронт — настолько велико взаимное недоверие.
А когда силы коалиции подойдут к границам Мосула, все станет еще сложнее, намного сложнее. «Присутствие /большого числа/ гражданских лиц осложнит ведение огня силами коалиции», — напоминает генерал Вансен Депорт, бывший директор французской Военной академии. И добавляет, что «джихадисты готовились к битве за Мосул целый год». Это будет одно из самых ожесточенных сражений современности, говорит генерал.
В министерской встрече в Париже 25 октября принимают участие министры обороны США, Франции, Великобритании, Нидерландов, Австралии, Италии, Германии, Испании, Дании, Норвегии, Бельгии, Новой Зеландии и Канады.