Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Азербайджан заставляет Степанакерт атаковать первым

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Диверсионное нападение на границы НКР, произошедшее 20-ого октября, и после этого, вероятно, переходящая на новый этап эскалация в карабахском конфликте являются последствиями дипломатической ошибки, сделанной еще в июне этого года. Ереван тогда без исполнения принятия известных договоренностей согласился обсудить также сам процесс урегулирования.

Диверсионное нападение на границы НКР, произошедшее 20-ого октября, и после этого, вероятно, переходящая на новый этап эскалация в карабахском конфликте являются последствиями дипломатической ошибки, сделанной еще в июне этого года. Официальный Ереван совершил ошибку, когда без исполнения принятия трех известных договоренностей на венском саммите в мае на саммите в Санкт-Петербурге согласился, помимо этих договоренностей, обсудить также сам процесс урегулирования, то есть, когда отказался от применяемой с апреля до этого момента тактики. Именно тогда Ереван внушил Баку, что тот может с помощью России заставить Армению и других сопредседателей забыть об исполнении своих конкретных обязанностей, относительно укрепления перемирия на границах.

Пока Азербайджан, нарушая перемирие на линии соприкосновения, довольствовался только стрелковым оружием и в определенной мере сохранял относительную стабильность, армянская сторона, в политическом, дипломатическом смыслах была скованна в вопросе корректировки своей ошибки, допущенной в Санкт-Петербурге. Однако, когда Алиев делает заявления относительно предоставления Карабаху прежнего статуса автономии, и особенно, когда предпринимает попытки диверсионного нападения, Азербайджан желая того или нет, предоставляет Армении возможность исправить эту ошибку. После этого любые переговоры по карабахскому урегулированию без выполнения венских и санкт-петербургских договоренностей, будут означать попадание в ловушку Алиева. По сути, новая встреча Саргсяна и Алиева может быть приемлема только в том случае, если на повестке будут механизмы выполнения этих договоренностей, вопросы уточнения сроков и не более того. Если Алиев может себе позволить говорить с мировой общественностью, сопредседателями Минской группа ОБСЕ и Арменией на языке ультиматумов, то Армения и Арцах (Карабах) более чем имеют такое право. В конце концов, не они, а Азербайджан, нарушил режим прекращения огня, и не они отказываются от взятых на себя обязанностей по укреплению перемирия.


22-ого октября в Ереване состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Нагорно-Карабахской Республики Эдварда Налбандяна и Карена Мирзояна. В официальном сообщении МИД Армении подчеркивается, что на встрече карабахский вопрос обсуждался в контексте достигнутых договоренностей на саммитах в Вене и Санкт-Петербурге. Важно, что эта встреча состоялась в преддверии визита сопредседателей МГ ОБСЕ в Ереван и Степанакерт. Нужно полагать, что основной целью встречи было определение единой позиции Еревана и Степанакерта на переговорах с сопредседателями. Сам факт, что встреча проходила в контексте венских и санкт-петербургских договоренностей, позволяет сделать предположение, что согласование позиций касается в первую очередь требования выполнить достигнутые договоренности, в качестве предусловия для перехода к новым переговорам. Если Баку не желает выполнять эти требования, то в любом случае не имеет смысла снова вести переговоры, так как в любом другом случае Баку действует по логике войны. А к войне нужно готовиться, а не надеяться на бессмысленные переговоры.

В этом смысле следует считать характерным визит министра обороны Армении Вигена Саргсяна в НКР 21-ого октября. Кроме того, что это произошло накануне визита сопредседателей, точно не случайно было объявлено, что визит состоится «в рамках проекта согласования военного взаимодействия, дальнейших действий и обмена опыта». С президентом НКР Бако Саакяном министр Саргсян обсудил широкий круг вопросов военного сотрудничества двух республик, были определены важнейшие направления дальнейшей работы в сфере обороны. Это визит, имеющий в себе важный посыл.

Еще в дни апрельской войны президент Республики Армения Серж Саргсян поручил Министерству иностранных дел и Министерству обороны разработать договор военной взаимопомощи между Арменией и Арцахом. Но процесс был приостановлен по причине фактического серьезного преимущества позиций армянской стороны на саммите в Вене. Сейчас, когда Баку делает все возможное для нейтрализации этого преимущества и последовательно возвращается к риторике и политике войны, Ереван фактически дает понять посредникам, что вновь вернет на повестку вопрос подписания договора о военной взаимопомощи с Арцахом. Это является не чем иным, как де-юре признанием Нагорно-Карабахской Республики и созданием правовых оснований для войны непосредственно с Азербайджаном.

То, что армянская сторона постепенно ужесточает свою позицию, больше склоняясь к неприемлемости уступок, подтвердило и заявление Министра обороны Армении Вигена Саргсяна, сделанное 21-ого октября в Степанакерте. «… мы всегда должны быть готовы отреагировать, как нанося ответные удары, так и осуществляя карательные действий, для предотвращения желания идти на такие попытки (от ред. — диверсионные нападения)»,— сказал министр. Фактически, Министр обороны Армении говорит о возможности осуществлять карательные действия в отношении противника. Это означает, что пришла очередь армянской армии преподносить сюрпризы, тем более, что существует вопрос восстановления нарушенных в апреле естественных границ. Алиев сам дает этот карт-бланш армянской стороне своими неадекватным и безответственным поведением, и нельзя не воспользоваться этим.