Нечто особенное, нетипичное, всколыхнуло на этой неделе Россию. Неожиданный порыв «гласности», столь нетипичный для нетерпимой и озлобленной российской действительности, случился на съезде Союза театральных деятелей.
«Мы клевещем, доносим. Мы опять хотим в клетку?» — обобщал и одновременно задавал вопрос известный сын еще более известного отца Константин Райкин. Смелую речь против цензуры творческий Союз смело опубликовал на своей странице в фейсбуке. Через несколько часов текста там уже не было. Абсолютно в духе нынешних извращенных правил.
В этом не было бы ничего особенного, если бы текст эмоционального выступления актера и руководителя московского театра «Сатирикон» не появился на том же месте еще через несколько часов. И остается там поныне.
«Я вижу, что у кого-то уже чешутся руки … вернуть не брежневские, а сталинские времена. Cловами о нравственности, Родине и народе, и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели», — атаковал Райкин Кремль, которому заявил, что государство не должно присваивать себе роль единственного носителя нравственности в культуре, а также напомнил самые вопиющие случаи цензуры, закрытие некоторых постановок и выставок.
За необычайной открытостью последовала непривычно сдержанная реакция администрации президента. Дмитрий Песков осудил любые нападки на свободу слова. Более того, даже преобладающие прокремлевские СМИ не ударились в традиционные ябеднические тирады. Подобный поворот, вероятно, мог бы привести к выводу, что в России теплеет демократический климат.
Но загвоздка в том, что Песков отметил одно принципиальное исключение, когда цензура может иметь место: если нарушен закон, поддерживается терроризм или оскорбляются религиозные чувства. А это, как известно, очень тонко и очень широко. Так что мы возвращаемся во враждебную действительность, узурпированную группками самозваных поборников подлинных российских ценностей.
Чтобы стратегическая дружба не пострадала
Это своего рода народные дружины, пока без униформы, когорты ветеранов бесчисленных российских и советских войн, байкерские банды типа «Ночных волков» под предводительством Хирурга (кстати, памятные фотографии с ним есть и у наших) и «православных активистов», таких как «Божья воля», которую возглавляет некий Энтео. Кстати, он утверждает, что все небесные тела крутятся вокруг Земли.
Подобные уникумы и их фанатичные приверженцы в своих «справедливых» набегах на цели, не только в России, пользуются все большей снисходительностью Власти. И умеренную реакцию на речь Райкина на этой неделе можно списать на то, что он известный человек, или на то, что Кремль был застигнут врасплох его внезапной нелояльностью. Или на то (а это весьма правдоподобно), что Кремль «перепрягает».
В любом случае речь Райкина для Власти — это то же, что первая трещина от камешка на лобовом стекле. От нее может лопнуть вся поверхность. Кремль, вероятно, это учитывал, поэтому к себе на службу призвал бывшего эпизодического премьера Сергея Кириенко.
Согласно исследованию Московского центра Карнеги, Сергей Владимирович Кириенко — ученик и ярый сторонник такого же эпизодического философа Георгия Петровича Щедровицкого. Он изучал методы программирования человека, как робота, и как с помощью методов социальной инженерии лишить индивидуума его собственного разума и сделать из него коллективный продукт.
Кириенко, как заместитель руководителя администрации Кремля, опасно вписывается в тандем с главным администратором путинского президентства — Антоном Эдуардовичем Вайно, который, в частности, является автором изобретения в духе барона Мюнгхаузена. Речь о гипотетическом приборе для измерений коллективного сознания — ноосферы. Но для его конструирования пока не существует ни материалов, ни технологий.
Если президент Путин действительно мыслит в подобных категориях социальной инженерии, то, несомненно, необходимо принципиально переоценить влияние и угрозу России в европейском контексте.
Кстати, известный на весь мир режиссер–документалист Виталий Манский сообщает, что из 15 сначала согласившихся кинотеатров восемь (те, что в Москве) уже отказались демонстрировать его фильм о Северной Корее «В лучах солнца». Якобы посол КНДР был недоволен, а Министерство культуры Российской Федерации сделало так, чтобы стратегическое партнерство не пострадало.