Даже если в намерениях России нет открытого конфликта со странами НАТО в обозримом будущем, создаваемую ею угрозу нельзя игнорировать. А для того, чтобы повлиять на политику соседнего государства, необходимы более жесткие санкции. В нынешней России создана стабильная и прогнозируемая среда, в которой манипулирование общественным мнением при продолжении бряцания оружием становится только проще. К таким выводам пришли эксперты мирового уровня, которые уже в одиннадцатый раз в конце минувшей недели собрались на «Рижскую конференцию».
На то, что, кроме будущего НАТО и безопасности Европы, в центре внимания конференции будет также реализуемая Россией политика и ее влияние на безопасность региона, на открытии форума указал президент Латвии Раймондс Вейонис.
Противники ценностей
«К востоку от наших стран Россия непрерывно создает все больше вызовов. Это государство, которое считает Запад и наши ценности своим противником. Продолжается конфликт на Украине. В последние годы Россия начала существенное укрепление военных способностей, а недавно она перешла также к открытой демонстрации ядерного оружия. Учения по боевым операциям проводятся рядом с границами НАТО. Мы уже наблюдали в Грузии и на Украине, как такие военные учения могут перерасти в агрессию, оккупацию и аннексию. У России, может быть, в данное время нет намерения использовать военную силу против стран-участниц НАТО, но ее региональные способности неоспоримы», — сказал Вейонис.
В этом контексте многие эксперты в ходе конференции подчеркивали, что введенные западными странами после аннексии Крыма санкции против России не работают, потому что они слишком мягкие и не побуждают творцов российской политики к изменению своей позиции по отношению к Западу.
Санкции не работают
Россия свыклась с небольшими неудобствами и приспособилась. Продолжать начатый курс ей помогает также тот факт, что цены на нефть стабилизировались. Это гарантирует стабильность экономики и возможность планировать все большие военные расходы. В свою очередь, отличительной чертой большей части российского общества является то, что люли готовы терпеть небольшие неудобства, если их национальное эго будет греть осознание, что Россию боятся, и поэтому ее окружают только враги.
Этот тезис повторил также основатель российского Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев, который убежден, что при помощи нынешних санкций невозможно изменить реализуемую президентом России Владимиром Путиным политику.
Ответственность также на Латвии
С точки зрения Иноземцева, иммунитет российской элиты против введенных санкций скрывается, в частности, в том факте, что по-прежнему разрешается вывоз из России на Запад заработанных при неясных обстоятельствах денег. Такая практика только укрепляет стабильно укоренившуюся в России коррупцию, которая является одним из оплотов политики Путина.
В Европе тысячи особняков, о владельцах которых у учреждений власти нет ни малейшего представления, и которые, по всей вероятности, принадлежат вовлеченным в коррупционные сделки российским чиновникам и приближенным к политической элите предпринимателям.
Иноземцев считает, что в этом смысле ответственность должна взять на себя также Латвия, которая «больше, чем любое другое государство» поддерживает вывоз подозрительного российского капитала на Запад, позволяя вкладывать его в недвижимость.
На необходимость не только стараться убедить Россию в изменении своей политики, но и самим думать о собственной безопасности, укрепляя обороноспособность, недвусмысленно указал представитель Пентагона Майкл Карпентер. В его ведении вопросы безопасности, связанные с Россией, Украиной и Евразией. США не из-за альтруистических мотивов заинтересованы в безопасности этого региона и не перестанут заботиться о ней, но и каждое государство-член НАТО обязательно должно выделять на оборону, как минимум, 2% от ВВП, многократно подчеркивал Карпентер. «Для нас, для нашего общества это очень важно», — отметил он.