Если в России мы обнаруживаем в сфере маркетинга тот же уровень сложности, что и в любой другой стране, то здесь следует учитывать наличие более дешевых и действующих на нервы рекламных ходов.
В России каждый может найти себе что-то по вкусу. Если вы любите дикую природу, поезжайте на Камчатку, где встретите медведей, вкуснейших гигантских крабов и действующие вулканы. Для любителей истории есть древние города вокруг Москвы с их средневековыми монастырями, а за культурной жизнью можно отправиться в Санкт-Петербург с его театрами и музеями. А если кому-то любопытно узнать, как это — прогуляться между заводских цехов советских времен в пятидесятиградусные морозы — в их распоряжении всегда есть Норильск.
Такое разнообразие свойственно не только географии или городской жизни, но и российскому маркетингу. Эта запутанная наука способна предложить вам всего понемногу. Подобно тому, как в области научных исследований есть люди, интересующиеся воздействием регулярной носки трусов из полиэстера, хлопка или шерсти на сексуальную активность мышей и людей (Шнобелевская премия 2016 года в номинации «Размножение»), маркетинг также рассчитан на самые разные кошельки и интеллекты. Если в России мы обнаруживаем в сфере маркетинга ту же степень изощренности, что и в любой другой стране, то здесь следует учитывать наличие более дешевых и действующих на нервы рекламных ходов.
Пожалуй, самый известный из них — использование людей с мегафонами, которые целыми днями топчутся у магазинов, рекламируя свою продукцию. На более оживленных улицах города сразу несколько профессиональных краснобаев вынуждены конкурировать друг с другом на одном и том же физическом пространстве тротуара, смешивая таким образом свою пронзительную тарабарщину в (страдающих) интересах потребителей. Таблички с курсом обмена валют соревнуются с рекламой шашлыка по выгодной цене; призывы совершить тур по речным каналам заглушают приглашение посетить стриптиз-бар. Некоторые магазины и рестораны предпочитают не пользоваться услугами промоутеров и размещают акустические системы непосредственно на фасаде.
В закрытом помещении дело обстоит не лучше. Однажды мне выпало несчастье очутиться в ресторане, где одновременно работали телевизор и радио, каждый со своей программой; это явно не лучшее звуковое сопровождение для приема пищи. Но время от времени появляются уличные маркетинговые программы, которые действительно приносят потребителю большую пользу.
Предприниматель согласился и устроил на улице гриль. Этот человек раньше был владельцем нескольких компаний в области информационных технологий, пока в один прекрасный день не решил инвестировать в качественное мясо.
Кстати, надо сказать, что, как правило, русское мясо и сыр не особенно хороши и не могут похвастаться той же традицией производства, как мясо в Северной или Южной Америке или сыр во Франции и Швейцарии. Стейк — отнюдь не главное блюдо русской кухни.
И это новое увлечение принесло много радости, по крайней мере, обитателям моей улицы.
Очень быстро вокруг него собралась довольно своеобразная толпа.
Я и мой бельгийский друг, потомок русских аристократов, местный тип в трениках и кепке, другой инвестор в области ИТ, который владеет несколькими компаниями и имеет друзей в Кремниевой долине, российский патриот с беретом Че, в круглых очках и с длинной патриархальной бородой, и странная пара, где мужчина был французом, а его жена русской. Разумеется, странно не это, а то, что она не говорила по-французски, а он не говорил по-русски. И судя по выражениям лиц обоих, взаимопониманию не помогал даже язык любви.
Говорили о мясе и политике и не жалели выпивки.
Вот это маркетинговый комплекс, который в итоге способен доставить удовольствие любому.
Много говорят об исчезновении уличной торговли и предпочтении, отдаваемом крупным коммерческим пространствам.
Мой вам совет — кормите людей, и успех вам гарантирован.
Жозе Пинту (41 год), женат, имеет двоих детей, с 2013 года живет с семьей в Санкт-Петербурге. Рекламщик по профессии, раньше уже жил в Казахстане, Германии и Великобритании.