ЦАХАЛ в панике. Никто не признается в этом публично, но в беседах за закрытыми дверьми высокопоставленные офицеры ВВС и ВМС Израиля говорят, что нынешняя военная мощь России на Ближнем Востоке их очень беспокоит: «Мы не знали, что так будет. Количество и качество российского оружия застало нас врасплох». Развертывание российских войск оказало огромное влияние на действия израильской авиации и флота, двух стратегических родов войск.
ВМС и ВВС Израиля привыкли к полной свободе действий, позволяющей летать и плавать куда угодно когда угодно, не сталкиваясь с реальными угрозами. Как сообщали иностранные источники, израильская авиация совершает полеты для сбора разведданных, атакует колонны с оружием и склады оружия и боеприпасов, включая неконвенциональные, а флот совершает походы к дальним берегам, как для сбора информации, так и для других секретных миссий.
Сейчас ситуация меняется. Раньше говорили: «Если вы хотите знать, что на самом деле собирается сделать президент США, то вам стоит проверить, где находятся его авианосцы». Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» направился из Северного Ледовитого океана в Средиземное море, и израильские военные с беспокойством следят за его приближением. Авианосец должен прибыть к сирийским берегам в ближайшие недели.
В регионе уже существует новый фактор, ограничивающий свободу действий израильской авиации, и это не американцы. Военные признают, что российская сторона знает о передвижениях каждого израильского самолета и корабля в регионе. Спрятаться от российских радаров невозможно, и российские военные уже сейчас собирают многочисленные сведения об Израиле всеми способами — с помощью радаров, прослушивания и наблюдения.
Много месяцев назад Россия заявила о выводе войск из Сирии. С тех пор росияне прислали в регион еще больше сухопутных войск, расширили группу боевых самолетов и развернули зенитные ракеты с радиусом действия более 200 километров, способные сбивать крылатые ракеты, баллистические ракеты, самолеты и беспилотники. Сейчас они наращивают флот в Средиземном море, параллельно с сокращением американского военного присутствия в Средиземноморье.
Современные зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400 уже есть или скоро будут на вооружении Египта, Сирии, России, Индии и Ирана. Чтобы не было никаких сомнений, официальный представитель министерства обороны России заявил о развертывании этих систем ПРО и предупредил, что они будут сбивать любые подозрительные самолеты и летательные аппараты, которые, предположительно, угрожают российским или сирийским войскам.
Он также сказал, что те, кто думают, будто могут спрятаться с помощью стелс-технологий, должны подумать еще раз. Это одна из причин, почему Израиль хочет получить F-35, построенный с помощью таких технологий. Израильские военные считают, что Россия не может следить за самолетами-стелс, и это единственный способ действовать на Ближнем Востоке, не опасаясь быть обнаруженными.
Российский парламент одобрил размещение в Сирии российской авиагруппы без ограничения по времени. И Израиль оказался в ситуации, когда значительная часть интересующего его региона оказалась покрыта С-300 и С-400, причем, вероятно, на десятилетия вперед.
Это значительно повышает вероятность столкновения — на море и в воздухе — между израильскими и российскими силами. В Израиле понимают, что этот момент приближается. Недаром несколько месяцев назад премьер-министр Биньямин Нетаньяху полетел в Россию, взяв с собой командующего ВВС генерал-майора Амира Эшеля (אשל אמיר). Они понимают взрывоопасность сложившейся ситуации.
Россия уже использует систему С-300 морского базирования, установленную на кораблях, время от времени заходящих в Тартус на северо-западе Сирии. Развертывание улучшенной модели, наземной модификации С-400, с израильской точки зрения имеет большие последствия, поскольку любой полет израильских самолетов в Сирии и Ливане будет зарегистрирован российскими ПВО.
Еще до этого возникали сомнения о том, сохранит ли израильская авиация возможность в случае необходимости наносить удары по целям в Сирии после развертывания российских войск в этой стране. Системы ПВО обладают мощными средствами обнаружения, и зона их действия распространяется на большую часть Израиля. Эти системы видят взлеты и посадки гражданских самолетов в аэропорту Бен-Гурион, и заметят также действия израильских самолетов в Ливане.
Столкновение — только вопрос времени
Нетаньяху и генерал Эшель спешно вылетели в Москву, чтобы создать механизм, предотвращающий ненамеренное столкновение. Израильские военные говорят, что не были согласованы «демилитаризованные зоны», в которых нельзя действовать. Вместо этого было достигнуто взаимопонимание относительно того, в каких районах и когда можно действовать. Представители израильских ВВС говорят, что Россия — не враг: «Мы стремимся избегать столкновений с русскими, они стремятся избегать столкновений с нами».
Но Россия на самом деле не особенно считается с Израилем (и дело не только в голосовании в ЮНЕСКО), и делает в регионе все, что захочет. За время существования механизма были сбиты два российских беспилотника, и почти имело место столкновение между израильскими и российскими самолетами. В сторону израильских самолетов были выпущены две ракеты «земля-воздух», однако утверждается, что стреляла сирийская ракетная установка.
Интересы России в Сирии весьма обширны и включают сотрудничество со злейшими врагами Израиля. В Сирии Иран поддерживает режима Башара Асада, участвует в боях в Алеппо и, используя сухопутные силы, координирует свои действия (якобы направленные против оппозиции, опирающейся на поддержку США) с Россией. А мы ищем сотрудничества с Россией, которая ведет дела с Ираном и поддерживает Асада. Трудно сказать, какие интересы в итоге возобладают.
Так впервые за сорок лет израильские летчики и моряки оказались не одиноки в регионе. Они больше не господствуют на Ближнем Востоке. Столкновение, похоже, всего лишь вопрос времени.