Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
33-летний Рафи Данфи готов жениться. У Рафи есть собственное жилье, машина и хорошая работа в крупной телекоммуникационной компании в Израиле, но он долго не мог отыскать себе невесту. Это обычное явление для мужчин из общины самаритян, немногочисленной этнорелигиозной группы, живущей на Ближнем Востоке по строгим библейским правилам. Данфи принялся искать украинскую невесту.

33-летний Рафи Данфи готов жениться. У Рафи есть собственное жилье, машина и хорошая работа в крупной телекоммуникационной компании в Израиле, но он долго не мог отыскать себе невесту. Это обычное явление для мужчин из общины самаритян, немногочисленной этнорелигиозной группы, живущей на Ближнем Востоке по строгим библейским правилам. Данфи в конце концов нашел решение — он принялся искать украинскую невесту.

Самаритяне не имеют права заключать браки вне пределов своей общины, и вокруг них просто недостаточно женщин, с которыми можно было бы связать судьбу. С 2006 года десять самаритянок сменили веру и покинули общину. Мужчинам-самаритянам разрешено жениться на израильтянках, а в последние годы — и на христианках, принявших самаритянские традиции. Самаритяне живут в пригороде Тель-Авива Холоне; еще одно их селение, известное особой строгостью традиций — Кирьят-Луза, расположено у подножия святой горы Гризим.

Рафи влюбился в 21-летнюю студентку музыкального колледжа, с которой познакомился в интернете. Если все пойдет хорошо, она станет седьмой девушкой из Херсона, которая приедет в Гризим. Этот украинский портовый город неожиданно дал древней общине шанс выжить. Насчитывавшее прежде миллионы последователей религиозное движение самаритян к двадцатым годам прошлого столетия превратилось в секту из сотни человек, говорит активист общины Бенни Седака. Самаритяне смогли сохранить себя лишь благодаря традициям многодетности и женитьбам на женщинах, принимавших их веру и обычаи.

Сегодня община насчитывает примерно 800 человек; благодаря нескольким женщинам из Израиля, Украины и Азербайджана, связавшим свои жизни с самаритянами, ее численность продолжает медленно, но неуклонно расти. Для Рафи Данфи, впрочем, все это не имеет значения, потому что на кону — его собственная судьба. «Между нами вспыхнула любовь», — говорит он, ссылаясь на переписку со своей избранницей, чье имя предпочитает не называть. На дисплее его мобильного телефона — сообщения на русском языке, которые Данфи усердно пытается понять с помощью Google-переводчика, и эмодзи в виде сердечек.

Понятие «самаритянин» («самарянин») известно во всем мире благодаря популярной евангельской притче о бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны случайного прохожего — представителя этнической группы, членов которой евреи не признавали единоверцами. Библейский термин «Добрый Самарянин» («Добрый Самаритянин») используют многие благотворительные организации. Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства, имя последней столицы которого — Самария — дало название их общине и территории, на которой они обитают. Самаритяне исповедуют своеобразную версию иудаизма, об особенностях которой продолжаются теологические споры. Как и иудеи, в середине октября самаритяне отмечают суккот, праздник сбора урожая, знаменующий окончание сезона сельскохозяйственных работ. Встречая суккот, самаритяне украшают гостиные своих домов пальмовыми листьями, ветками мирта и ивы, побегами цитрусовых плодов.


В праздничный день Александра Красюк привела своих троих детей в гости к их бабушке, своей свекрови, и они все, устроившись на диванах, лакомились шоколадом и любовались нарядным убранством комнаты. В 2003 году бизнесмен Вадах Коэн, листая каталог брачного агентства, увидел фотографию Александры — Красюк тогда училась менеджменту в Херсоне. В свои 40 лет Коэн все еще был одинок. Двое его братьев родились глухими — как полагают врачи, от последствий кровосмешения.

Коэн обратился к своему дяде, ныне уже покойному раввину Бен-Амраму Коэну, в надежде получить благословение на женитьбу, чтобы покончить со своей холостяцкой жизнью, а заодно способствовать увеличению числа самаритян. «На десять девчонок по статистике — девять ребят» — это верно для Украины, в этой стране количество женщин превышает число мужчин. После распада Советского Союза многие украинки в погоне за счастьем выходят замуж за иностранцев.

Красюк говорит, что Коэн создан именно для нее: «Вадах — серьезный мужчина с большими планами на будущее и тягой к семейной жизни». Прежде Красюк ничего не знала о самаритянах и их традициях, до того, как переехала в элегантный каменный дом, стоящий на единственной в селении Кирьят-Луза улице. А ее новая семья пыталась понять молоденькую блондинку из Украины, не говорившую ни на одном из принятых у самаритян языков. «Она была как куколка», — вспоминает Шурук, племянница Александры.

Со временем Красюк выучила иврит и арабский, приспособилась к местным обычаям. Один из них — отстранение женщины от общества на время ее регулярных «критических дней» и после рождения ребенка; такая изоляция длится 40 дней после рождения мальчика и 80 дней после появления на свет девочки. Все это сильно отличается от привычных Александре украинских традиций. Но пока мать находиться в изоляции, ее семья заботится о ребенке и опекает его. Несмотря на непривычный образ жизни, Красюк чувствует себя своей в самаритянской общине: «Ты не чувствуешь себя одиноким, наоборот, являешься частью большой семьи. В Украине мне этого не хватало, у меня нет брата или сестры, только отец и мать, а тут полный дом народу».

Через семь лет 52-летний Азам Алтиф также решил поехать в Украину попытать судьбу в поиске любви. В течение месяца брачное агентство организовало ему 17 встреч с потенциальными невестами. Но внимание Азама привлекла подруга предоставленной агентством переводчицы, 23-летняя Алла Евдокимова, работавшая барменом. Они сблизились, и Алтиф показал своей избраннице написанное Красюк его будущей неизвестной жене письмо с ярким описанием особенностей жизни в самаритянской общине. По словам Евдокимовой, это письмо помогло ей принять решение: фраза «Меня зовут Александра, я живу тут уже семь лет, и у меня все хорошо» добавила уверенности. Неделю спустя Азам и Алла поженились, чтобы отправиться в селение Кирьят-Луза.

Теперь они воспитывают двоих детей. Алла овладела местными языками и открыла салон красоты в соседнем палестинском городе Наблусе. «Азам — мужчина с большим сердцем и прекрасным характером, он делает все, чтобы я и мои дети были счастливы», — рассказывает она. И Азам счастлив со своей семьей: «Когда я был холост, то временами мне казалось, что в своем доме я готов разговаривать со стенами». Несмотря на то, что Алле живется теперь прекрасно, она не забывает про своих оставшихся на родине родственников. Проблема в том, что они — из Крыма, два с половиной года назад аннексированного Россией. Недавнюю встречу с отцом и братом Алле пришлось организовывать за пределами полуострова.

Евдокимова привыкла к жизни на Ближнем Востоке и теперь с радостью помогает новым приезжим освоиться. Две ее подруги вышли замуж за самаритян; более того, именно Алле довелось лично познакомить Рафи Данфи с той самой девушкой, которую он полюбил после переписки в интернете. Однако не все у самаритян так просто. Старейшина общины Хусни Коэн озабочен тем, что иностранки могут развестись и уехать, забрав с собой детей. Владелец одного из израильских брачных агентств, работающих на Украине, прекратил сотрудничество с самаритянами, поскольку, по его мнению, замкнутость общины и ее религиозные традиции «подавляют женщин».

Впрочем, брак с иностранками может стать для самаритян обычным делом, поскольку они сами соединяют в себе два мира — имеют израильские и палестинские документы, говорят на двух языках, и в каждом из этих языков у них есть свои имена. Джамел Коэн, владелец единственной в Кирьят-Лузе винной лавки, которая предлагает товары и самаритянам, и израильским поселенцам, и палестинцам, говорит, что украинки его приятно удивляют. По словам Джамела, иностранки изменили мужчин-самаритян к лучшему: кое-кому прежде не везло в работе, да и в жизни в целом; Азам, вон, регулярно стал посещать синагогу и часто устраивает домашние обеды для всей общины.

По соседству с семьей Алтифа Рафи Данфи уже готовится принимать свою возлюбленную, обустраивая гнездышко поуютнее. Гостиная радушно встречает гостей бежевыми мягкими диванами и благоухающими композициями из свежих фруктов — в честь праздника суккот. В соседнем городе Ариэле Рафи подыскивает для будущей жены курсы иврита. «Она уже добавила в список своих друзей в Facebook 80 самаритян, — делится он своей радостью. — Это не то, что раньше, когда, если ты хотел жениться на украинке, обязательно приходилось обращаться к помощи посредников».

Недавно невеста Рафи задала вопрос о его прежних романтических увлечениях. Данфи ответил, что встречался с одной израильтянкой, но семьи не получилось из-за отказа девушки переехать на Западный берег. Интернет-диалог в тот момент на несколько минут замер, рассказывает Данфи. Наконец, с помощью Google-перевода он оборвал тишину: «Я забыл свою прежнюю любовь, потому что только ты — смысл моей жизни». «Я не смог сдержать слез, — вспоминает Данфи. — Да и моя возлюбленная тоже».