В июле 1956 года Египет национализирует Суэцкий канал. Франция и Великобритания, весьма заинтересованные в этом пути сообщения, при поддержке Израиля в октябре того же года начинают военные действия против Египта. В ответ Египет топит находящиеся в канале корабли. Возникает реальная угроза мирового конфликта, и, чтобы предотвратить его, 7 ноября 1956 года ООН принимает решение вмешаться. Организация направляет в зону действий несколько тысяч солдат из Бразилии, Канады, Колумбии, Дании, Финляндии, Индии, Индонезии, Швеции и Югославии. Каждый одет в форму своей страны, всех объединяет лишь берет голубого цвета, цвета флага Организации объединенных наций.
Так 60 лет назад появились «голубые береты» и начались миротворческие операции ООН. Начало было положено успешное, хотя решающим фактором в разрешении Суэцкого кризиса стал удивительный в разгар холодной войны альянс между Соединенными Штатами и Советским Союзом.
Существование военной силы, сохраняющей нейтралитет и борющейся за мир во всем мире — это утопия, набиравшая обороты, несмотря на крах второй миссии «голубых беретов» в бельгийском Конго (Демократической республике Конго) в 1960-1964 годах. Несмотря на гибель более 300 солдат и генерального секретаря ООН Дага Хаммаршельда (Dag Hammarskjold), через год после окончания миссии к власти пришел диктатор Мобуту (Mobutu).
Солдаты-миротворцы далее отправляются в Доминиканскую республику, в западную Новую Гвинею, в Йемен, на Кипр. Они возвращаются в район Суэцкого канала в 1973 году, а в 1978-м прибывают в Ливан. У них были победы и поражения, но словосочетание «голубые береты» все чаще начинает ассоциироваться с чем-то хорошим и справедливым. В 1988 году солдаты, рискующие жизнью вдали от дома ради защиты слабых, получают Нобелевскую премию мира. С окончанием холодной войны миротворческим миссиям суждено расшириться, в связи с чем расходы на них с 1991 по 1993 год увеличиваются почти в четыре раза. Теперь ООН может заниматься всеми многочисленными конфликтами, в которых, несмотря на их территориальную ограниченность, гибнет множество людей и происходят масштабные разрушения.
Конец утопии
Но в тот момент, когда «голубые береты» достигают максимального количества расположений, когда их репутация достигла самого расцвета, разворачиваются конфликты в Сомали, Руанде и Сребренице. И история миротворческих операций меньше чем за два года необратимо меняется.
В октябре 1993 года в ходе столкновений в Могадише, последовавших за арестом некоторых военачальников, погибают 18 американских солдат, пакистанец, малиец и неуточненное количество сомалийцев. Мировое общественное мнение поражают изображения трупа американского солдата, который волокут с надругательствами по улицам города. Масштабная миссия «Восстанови надежду», в которой участвовали 28 тысяч солдат, сворачивается. В апреле 1994 года, когда начался геноцид в Руанде, Совет безопасности ООН вместо того, чтобы увеличить контингент «голубых беретов» в стране, уменьшает его с 2500 до 270 военных. В июле 1995 года в сердце Европы, Сребренице, силы Ратко Младича (Ratko Mladić) уничтожают более 10 тысяч человек, несмотря на присутствие в городе постоянного контингента голландских «голубых беретов», состоящего приблизительно из 600 человек.
Эти три поражения происходят из-за неверных военных расчетов, непорядочных действий наиболее влиятельных правительств мира, в числе которых оказались Соединенные Штаты Америки, Франция и Великобритания, и вопиющих ошибок главнокомандующих ООН. Ценой этих ошибок стал кризис доверия к миротворческим операциям.
Если говорить эвфемизмами, в ключе этих катастроф в дальнейшие годы ООН назначает «восстановительный период». На самом деле самые влиятельные правительства мира просто ретируются. Так, к началу 2004 года пять стран, обеспечивающих большую часть «голубых беретов», — это Пакистан (с почти 7 тысячами солдат из 50 тысяч в целом), Бангладеш, Нигерия, Гана и Индия. Первая западная страна в списке находится на 18-м месте, это Португалия с 565 действующими военными. Италия, отправившая в 2004 году за границу почти 7 тысяч солдат, направляет в ООН лишь 161 военного. Соединенные Штаты, Великобритания и Франция отправляют за границу свои многочисленные войска для борьбы с международным терроризмом (что используется также во многом и как предлог). Однако эти войска отправляются туда вместе с армией НАТО или сами по себе.
Риторика миротворческих миссий
В поддержку миротворческих миссий ООН самые влиятельные страны отправляют лишь прекрасные слова поддержки, как, например, в сентябре 2015 года. Во время встречи в «стеклянном дворце», в которой принимают участие более 50 глав государств, в том числе Барак Обама, звучат торжественные обещания возобновить миротворческие миссии.
Сегодня, когда прошел уже год, ситуация все еще сохраняется на уровне 2004 года, несмотря на то, что количество «голубых беретов» выросло почти вдвое и превосходит отметку в 100 тысяч. Страна, обеспечивающая наибольшее количество военных, это Эфиопия (с 8326 военными, среди которых 528 женщин), то есть одна из 25 беднейших стран мира. Далее следуют Индия, Пакистан, Бангладеш и Руанда, которые в представленном порядке обеспечивают ООН от 7500 до 6100 военных. Первая западная страна в этом списке — это как раз Италия, находящаяся на 25-м месте с контингентом из 1100 военных, который почти целиком задействован в одной операции, в Ливане.
Что касается постоянных членов Совета Безопасности, то Китай предоставляет ООН более 2600 солдат, Франция — меньше тысячи, Великобритания — менее 500, Россия и Соединенные Штаты — меньше 100.
Самые влиятельные правительства мира продолжают отправлять за границу огромное количество своих солдат. Говорят, что в рамках миротворческих миссий, но почему же тогда на них нет голубых беретов Объединенных наций? Ответ, возможно, состоит в том, что, несмотря на прекрасную риторику, в которую они окутывают свои цели на международной арене, страны с наиболее развитой промышленностью в первую очередь думают исключительно о своих интересах. Но способны ли они все хорошо просчитать в мире, где единственно возможная безопасность — это безопасность глобальная? Это остается пока под вопросом.