Какой характер будут носить отношения Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации после того, как Барак Обама покинет пост президента? Для ответа на этот вопрос сначала необходимо рассмотреть основные ориентиры, которых предполагали придерживаться кандидаты на пост президента США.
Хиллари Клинтон уже зарекомендовала себя известным политиком, в особенности в вопросах международных отношений, и потому ее подход заслуживает отдельной оценки. Она в течение 4-х лет, в период с 2009 по 2013 годы, занимала пост госсекретаря США. А до этого в течение 8 лет была первой леди США и также 8 лет была сенатором от достаточно важного американского штата Нью-Йорк.
К тому периоду, когда Хиллари Клинтон возглавила аппарат дипломатического ведомства США, отношения Москвы и Вашингтона переживали весьма непростые времена. Усилия тогдашнего американского правительства, направленные на сосредоточение систем ПРО в Восточной Европе, а также российско-грузинский вооруженный конфликт привели к усилению противоречий Москвы и Вашингтона в международных вопросах. Президент России Владимир Путин предупреждал, что тот агрессивный внешнеполитический курс, которого придерживался президент США Джордж Буш-младший, в конечном итоге может закончиться чем-то похожим на повторение Карибского кризиса 1962-1963 годов (кризиса, который поставил мир на грань атомной войны). Прежде Джордж Буш также игнорировал соглашения по нераспространению ядерного оружия, которые служат основой ядерного паритета в современном мире.
Все эти обстоятельства стали причинами серьезных осложнений, которыми характеризовались российско-американские отношения во время последних месяцев президентства Джорджа Буша-младшего. Когда Барак Обама победил на президентских выборах 2008 года, выдвинутый им лозунг «перезагрузки» в международных отношениях предполагал в том числе «перезагрузку» и отношений России и США. Заняв пост госсекретаря США, во время первой же встречи со своим российским коллегой Хиллари Клинтон преподнесла ему в подарок шкатулку, к которой прилагался ключик с изображенным на нем символом «Reset». Клинтон тогда пообещала, что отношения Москвы и Вашингтона также будут «перезагружены», и целью «перезагрузки» будет устранение всех противоречий, существовавших ранее. Но в итоге период президентства Барака Обамы, начавшийся с преподнесения ключика с «перезагрузкой», завершился тем, что отношения России и США оказались в состоянии полной деградации, которой они никогда не переживали с момента окончания холодной войны. Россия присоединяет к себе часть Украины, а Запад во главе с США налагает на Россию санкции. И сейчас взаимная «демонстрация силы» наблюдается в связи с конфликтом в Сирии. Все развитие отношений России с США периода 8-летнего президентского срока Барака Обамы показывает, что США, вольно или невольно, встали на путь систематических угроз «железным кулаком» в адрес России. В связи с этим можно было бы ожидать, что если бы Хиллари Клинтон победила на президентских выборах, то, как соратник Обамы по партии и сотрудник его администрации, она продолжила бы тот же самый курс. Можно предположить и то, что курс демонстрации силы в отношении России с приходом Клинтон к власти укрепился бы еще сильнее.
Клинтон в ходе предвыборных дебатов неоднократно призывала к ужесточению политики «противодействия» России. Подобно Обаме и другим американским политикам и высокопоставленным чиновникам, она убеждала всех, что Путин давным-давно перешел «красную линию» в своем противостоянии Западу, и его давно нужно было «остановить». Это подразумевало бы продолжение курса демонстрации военной силы в связи с Сирией, где Россию обвиняют в силовом вмешательстве в конфликт, а в связи с Украиной, где российская политика расценивается как захватническая, и это подразумевало бы продолжение экономических санкций. На пути противостояния России в Сирии Клинтон готова была пойти даже дальше, чем Обама, и требовала установления бесполетных зон над сирийской территорией. Реализация подобного плана была бы эквивалентна разрешению обстреливать российские военные самолеты. Нет никаких сомнений, что в подобной ситуации право на обстрел российских военных самолетов со стороны сил, подконтрольных американцам, подразумевало бы уже прямой вооруженный конфликт между Россией и США.
Принимая во внимание все вышесказанное, не стоит удивляться тому, что в России хотят поражения Клинтон в нынешней президентской гонке, и ее проигрыш на выборах встретят овациями. В последние месяцы неоднократно предавалось огласке содержание личной и служебной переписки ведущих политических деятелей Демократической партии, в том числе самой Хиллари Клинтон. Эти шаги также разоблачили детали тайного сговора Клинтон с другими известными лидерами Демократической партии в пользу отстранения от президентской гонки другого кандидата от партии демократов — приверженца более левых взглядов Берни Сандерса. Сторонники Клинтон утверждали, что к разоблачению конфиденциальной переписки приложили руку российские хакеры при поддержке администрации Кремля, и они же предоставили содержащуюся там информацию в распоряжение сайта WikiLeaks. Для того чтобы убедить всех в правоте этих предположений, они не только ссылались на данные ЦРУ, но и утверждали, что сайт ни разу не публиковал содержание электронной переписки Дональда Трампа.
Разумеется, Россия неоднократно отвергала утверждения о вмешательстве в предвыборный политический процесс в США, якобы с целью способствовать победе в президентской гонке Дональда Трампа. Но можно догадываться, чьей победе, Клинтон или Трампа, будут радоваться в Кремле. В оппозиции политике Путина, в особенности в отношении Украины и в отношении Сирии, находятся почти все американские политики, как республиканцы, так и демократы. Политика санкций в отношении России также фигурировала в избирательном процессе и тех и других. Но при этом кандидат в президенты США от республиканцев нарушил многие формулировки и клише, ставшие традиционными для американских выборов. Он неоднократно публично делал заявления в поддержку лидера России, президента Владимира Путина.
Трамп не раз заявлял, что агрессивный курс администрации Обамы в отношении России чрезвычайно осложнил решение множества международных проблем. Он пообещал, что в случае своей победы встретится с Путиным и договорится о разрешении всех существующих противоречий. На этой стадии Трамп пошел даже дальше. Он также заявил, что ни одна из так называемых «особо уязвимых» стран региона Балтии и Восточной Европы, ставших уже традиционными американскими военными партнерами, не будет пользоваться такой безусловной и даже «беспричинной» поддержкой со стороны Вашингтона. В Кремле это может быть воспринято как сигнал того, что в Вашингтоне теперь решительно приступают к пересмотру принципов своих политических отношений и военного партнерства со странами Восточной Европы.
С другой стороны, этот процесс может вовсе не ограничиться Европой и странами НАТО. Трамп говорил о том, что Россия вместе с Ираном и нынешним главой САР Башаром Асадом находится во главе «подлинного противостояния» ИГ (террористическая организация, запрещена в России — прим. ред.). Эти слова Трампа получили весьма широкий отклик в атмосфере антироссийской, антииранской и антисирийской истерии, ставшей уже привычной для США. Можно ожидать, что с победой Трампа на президентских выборах Вашингтон выйдет из рядов «анти-Асадовской» коалиции и встанет на путь конструктивных отношений с Коалицией сторонников Асада. В этом случае будет официально признана роль России в политической стабилизации региона Ближнего Востока, в особенности Сирии. Но все это может осуществиться только в том случае, если сам Трамп после победы на выборах докажет, что все эти заявления были не только лозунгами, и если сложившаяся в Америке политическая конъюнктура позволит ему «поступиться принципами» и ниспровергнуть все господствовавшие ранее схемы и клише.
Амир Али Абуль-Фатх — обозреватель Hamshahri