Надежды на лучшие отношения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами и на преодоление нынешнего кризиса между Россией и Америкой в поздравлении Владимира Путина, а также аплодисменты в Государственной Думе после того, как депутаты узнали о победе Трампа, — такова атмосфера сегодняшнего политического утра в Москве.
Помимо надежд на потепление нынешних холодных отношений между странами, российский президент также выразил уверенность, что выстраивание конструктивного диалога между Москвой и Вашингтоном, основанного на принципах равноправия и взаимоуважения, соответствует интересам народов двух стран и всего мирового сообщества.
Упомянутые аплодисменты в Государственной Думе лишь подчеркивают: именно этого большинство российских политических руководителей ожидало от Трампа. Если бы сегодня победила Хиллари Клинтон, никто в Москве с депутатских кресел, конечно, не аплодировал бы.
Разумеется, мы можем задаться вопросом, откуда в российских политиках берется столько энтузиазма.
Да, еще с советских времен на протяжении многих десятилетий было известно, что традиционно лидеры самой большой страны мира лучше ладят с американскими президентами-республиканцами, чем демократами, несмотря на то, что, например, Рональд Рейган в итоге стал признанным победителем в холодной войне, а значит, основным гарантом распада СССР.
Объятия через наши изумленные головы
Но чего Москва ожидает от Трампа? Совершенно бесспорно, музыкой для ушей российских политиков являются высказывания Трампа о переоценке американской североатлантической политики и другие явно изоляционистские рассуждения, которые подсказывают, что новый президент США полон решимости сосредоточиться в первую очередь на внутренних проблемах.
Если так и будет, кремлевским стратегам, по крайней мере внешне, это развяжет руки, а вместе со значительной европейской зависимостью от российских энергоносителей подобное даст возможность оказывать давление, скажем, на Украину, Польшу или Прибалтику более бесцеремонно, чем прежде.
С другой стороны, взаимные комплименты, которыми Дональд Трамп и Владимир Путин обменялись за последние полгода, говорят сами за себя: Трамп сказал о Путине, что тот является намного лучшим лидером для России, чем Обама для Америки, а Путин, в свою очередь, назвал Трампа политическим гением.
Факт в том, что неотъемлемой чертой этих двух мужчин является выраженный «мачизм» — феномен, на котором основаны отношения, например, между Владимиром Путиным и Сильвио Берлускони. Как известно, Путину это очень помогает.
Но будет ли эта черта в действительности причиной дружеских объятий через наши изумленные европейские головы, никто никому ни в коем случае гарантировать не может. И об этом Москве стоит подумать прежде всего.