В Чехии, как и во многих других европейских странах, за последние 20 лет возникла большая русская диаспора. К удивлению чехов, многие из этих, недавно покинувших Россию людей, очень сильно тоскуют по бывшей родине и являются убежденными «путинистами». Чем это объяснить? С этим и другими вопросами мы обратились к Алексею Венедиктову — большому «знатоку русской души» и одновременно главному редактору радиостанции «Эхо Москвы».
— Это совсем не странно. Даже советская эмиграция, которая находится на Брайтон-Бич или в Израиле, она — вполне пропутинская. Такой феномен существует по всему миру. Я думаю, что это — некая тоска по предсказуемости. Когда ничего не двигается, когда ты знаешь, что будет с тобой и с твоими детьми завтра. В демократических странах непонятно даже то, кто будет завтра президентом, как говорит Путин. А в России все понятно на десять лет вперед. Вот такая предсказуемость в бытовой жизни людьми приветствуется.
— Да. Но некоторым он больше нравится издалека.
— Не вытекает ли из этого, что европейским странам все-таки стоит побаиваться этих новых диаспор? Люди приезжают, их достаточно много, и, как оказывается, они очень даже сочувствуют стране, у которой напряженные отношения с государством, где они сейчас живут.
— Бояться надо тех, кто создает боевые отряды, кто является ячейками для разведывательной деятельности других стран. А бояться людей с другими взглядами? Я думаю, что надо не бояться, а вести диалог. Это ваши налогоплательщики, они заинтересованы в том, чтобы они жили в процветающей безопасной стране. Вот с этих позиций с ними СМИ должны вести диалог. Именно пресса, а не политики. А бояться — это самое последнее дело…
— Такой диалог пытается вести и Радио Прага. Но, откровенно говоря, есть ли смысл в иновещании?
— Я вижу, что, по рейтингам, иновещание имеет небольшую аудиторию. Но это аудитория высококультурная и высокодоходная. Главный вопрос, ради чего вы собираетесь работать? На мой взгляд, иновещание не является уже масс-медиа, но через интернет сегодня можно слушать все. Люди сегодня не ищут радиостанцию, а конкретного журналиста или конкретную передачу, им абсолютно все равно, делает ли это «Эхо Москвы», «Радио Свобода» или «Балтийское радио». Все равно. Все упирается в контент. Если вы создаете содержание, которое востребовано определенной частью аудитории, то вас будут слушать независимо от издателя или инвестора. Важен журналист и контент. В этом плане это имеет смысл. Но иновещание конечно не может конкурировать с радио с общественной направленностью.
— Мы все же предлагаем какой-то взгляд из заграницы. По вашим ощущениям, такой взгляд сегодня в России скорее раздражает или кем-то он все-таки востребован?
— На «Эхе» у нас есть программа, которая называется «Дорожная карта». Это программа о том, как в других странах решаются проблемы, которые свойственны России. Начиная с абортов, до дорожного движения или ипотеки. В Москве — 54 радиостанции, и эта программа «бьет» всех, все музыкальные станции, у нее — лучший рейтинг. Потому что люди хотят услышать, кто там за рубежом происходит. Поэтому есть смыл этим заниматься.