Президент России Владимир Путин дал согласие на предложение правительства о подписании двухстороннего договора с Арменией относительно формирования Объединенной группы вооруженных сил Армении и России. Договор будет подписан сроком на пять лет, и если ни одна из сторон не выступит с инициативой о прекращении действия договора, он автоматически будет продлен еще на пять лет.
Объединенная группа вооруженных сил существовала и до этого указа Путина. Еще в августе этого года была распространена информация, что эта группа проводит учения «Алагяз». Если несмотря на это осталась необходимость подписания договора, то значит будут осуществлены серьезные изменения в целях, случаях использования, процессе принятия решений и их реализации, а также в ответственности сторон. В действительности, переговоры о формировании объединенной армяно-российской группы вооруженных сил начались намного ранее. Известно, что в июля специально с этой целью в Ереван прибыла делегация Министерства Обороны РФ. Нынешний указ Путина подсказывает, что стороны пришли к принципиальному согласию, и процесс вышел на финальный этап документирования.
Согласно некоторым проверенным источникам, основной задачей группы будет противостояние нападениям на одну из сторон, защита границ Армении и России. Командир группы будет назначен верховным главнокомандующим ВС Армении, то есть, на данный момент президентом Армении, с согласия президента РФ. В мирных условиях группа будет подчиняться главному штабу Вооруженных сил Армении. Но в условиях войны, судя по всему, командиру Южного военного округа РФ.
И по поставленным целям, и по механизмам формирования и принятия решений создание этой группы очень похоже на договор, принятый со стороны Национального собрания Республики Армения 30-ого июня, о формировании объединенной системы противовоздушной обороны коллективной безопасности Южного Кавказа. В отличии от системы ПВО, которая формируется по совместному принципу, то есть силы ПВО Армении будут более самостоятельными, объединенная группа ВС формируется по принципу объединения, унификации. В любом случае, следующие друг за другом процессы объединения свидетельствуют о глобальной политики региональной супер-интеграции вооруженных сил двух стран.
С другой стороны, существенно сокращается свобода Генерального штаба ВС Армении в вопросе управления и использования военного контингента в составе этой группы, поскольку, как уже отмечалось, в военной ситуации решения о группе будут приниматься, наверное, в России, в штабе дислоцированного в Краснодаре Южного военного округа. Вопрос не в том, что Москва может, по мере необходимости, запретить использование военного контингента и создать проблемы для армянской армии, а в том, что этим осложняется система принятия оперативных решений и создается предпосылка политизации этого, что может иметь роковые последствия в военных ситуациях.
С другой стороны, эта инициатива преследует предотвращающие цели и имеет подчеркнутый политический подтекст. Проблема в том, что ВС РФ уже осуществляют защиту границ Армении с Турцией и Ираном по отдельным межгосударственным договорам. Возможное включение четвертого корпуса армянской армии в объединенную группу позволяет сделать вывод, что, наверное, поставлена задача вовлечь ресурсы 102-ой военной базы также в охрану границ с Нахиджеваном, что до сих пор осуществляется исключительно со стороны армянской армии. Азербайджан в последние несколько лет, под особым покровительством Турции, создал отдельную общевойсковую армию, которая, несмотря на малочисленность, оснащена современными вооружениями. Предпринятые противником несколько провокационных действий на границе Армении с Нахиджеваном в начале года, несколько интенсивных учений общевойсковой армии Нахиджевана, имеющих наступательный характер, показали, что в случае возобновления войны в Арцахе, перспектива открытия второго фронта против Армении с этого направления весьма реальна. Если российская 102-ая военная база начнет охранять границу в этом направлении вместе с армянскими вооруженными силами, любое действие со стороны Азербайджана будет означать действие также против РФ. И Баку не может не опасаться этого. Кроме того, обеспечение тыла с этой стороны, даст возможность командованию армянских ВС сконцентрировать больше резервных сил в случае нападения Азербайджана на Арцах.
Интересен, однако, что Путин выбрал именно этот момент, чтобы поручить подписать соглашение. Это было сделано в те дни, когда Азербайджан начал широкомасштабные военные учения вблизи арцахо-азербайджанской линии соприкосновения, при старте которых президент Азербайджана Ильхам Алиев чуть ли не открытым текстом пригрозил Армении войной. Если даже это было случайным совпадением, все равно, этот шаг Путина содержит четкий сигнал Азербайджану. Суть сигнала в том, что Баку должен забыть о второй попытке решить проблему карабахского конфликта военным путем и сконцентрироваться на переговорном процессе.
Это вовсе не означает, что Москва поддерживает армянские интересы. Кремль имеет собственные представления о переговорном процессе и модели урегулирования карабахской проблемы с помощью переговоров. И если в этом контексте управление объединенной группой предоставляется российской стороне, то это может в будущем быть использовано в качестве цепи, связывающей ноги армянской стороны.