Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) или ЕС? В какую из этих организаций, которые кажутся противоположными друг другу, должна вступить Турция? Я не могу с уверенностью сказать, в который раз это происходит, но это происходит уже как минимум лет десять. Как только отношения с ЕС вступают в кризисную стадию, или между Анкарой и Москвой начинают дуть теплые ветры, мы вдруг обнаруживаем себя в этом споре.
Если в этой дискуссии и есть момент, который не изменился до сих пор, так это, должно быть, позиция президента Тайипа Эрдогана. За десять лет она нисколько не изменилась. В этом споре, который Эрдоган в кризисные периоды начинает лично, он всегда был на стороне полноправного членства Турции в ШОС. Во время своего визита в Москву Эрдоган на виду у видеокамер рассказал о своих идеях в этом направлении президенту России Владимиру Путину. Причем так, что даже Путин не сумел тотчас же ответить на это предложение и сказать: «Пожалуйста, приходите».
Вместе с тем, когда бы президент ни поднимал вопрос о членстве в ШОС, он всегда без исключения становился объектом очерняющей кампании со стороны западных СМИ. Создается впечатление, что они переходят к активным действиям по нажатию одной клавиши. В сущности, эти залпы, атаки не казались удивительными, поскольку ШОС рассматривался как антипод западного военного альянса НАТО. Теперь перейдем к тому, что я думаю на этот счет… На самом деле, могу сказать, что я в некотором замешательстве по этому поводу. При простом взгляде на этот вопрос, в присоединении Турции к ШОС нет каких-либо моментов, которые могут пойти во вред нации и государству. Как известно, ШОС — организация, в которую нас официально приняли с 2013 года как партнера по диалогу. Если говорить о полноправном членстве в ШОС сейчас, то я считаю, что оно придаст силу региональным и глобальным притязаниям Турции и несколько уменьшит наши тревоги в области безопасности.
Однако, как и у каждого предпочтения во внешней политике, у этой темы тоже есть свои «но». ШОС — организация, опирающаяся на сотрудничество в области обороны, играет роль ее положение в мировых балансах сил. Для Турции как члена НАТО вступление в ШОС становится чрезвычайно опасным и критическим. Иными словами, сложным шагом для нас становится задача так решить этот вопрос, чтобы никто не пострадал.
В этих условиях, настаивая на членстве в ШОС, жизненно важно действовать вопреки восприятию, способному навредить Турции, и постараться не стать эпицентром ожесточенной борьбы между глобальными державами. Кажется, единственный путь к этому лежит через способность объяснить нашим нынешним союзникам: перспектива членства в ШОС отнюдь не означает, что мы пустились в поиски альтернативы ЕС или НАТО. Иными словами, дипломатический процесс, который еще никому не удавалось осуществить, выступает перед нами в качестве самого разумного пути на этом этапе.
Большое значение имеет независимый от этого спора акцент на том, что Запад должен извлечь некоторые уроки из событий 15 июля в Турции. Создание таких отношений Турции с НАТО и ЕС, в которых нет места заигрываниям друг с другом, критически важно с той точки зрения, чтобы не допустить повторения нашей истории переворотов. В конце концов, для этого важно не совершать тех же ошибок.
Если с западным союзом не удается построить такие отношения, то есть отношения, основанные не на предательстве, как в ходе событий 15 июля, а на справедливости, тогда нужно видеть, что предпочтение президента в вопросе ШОС, по сути, происходит от необходимости и, определенно, нужно поддерживать его инициативу.
Итак, поиск путей членства в ШОС без отрыва от западного союза, естественным партнером, продолжением которого мы являемся с многих точек зрения, — самое привлекательное предпочтение для Турции.
Но если отношения, построенные на справедливости, возможны, а членство в ШОС без отрыва от западного союза — нет, тогда, полагаю, нам нужно вспомнить судьбу Украины и не стать эпицентром борьбы.