Взгляды всей политической и экономической элиты Южного Кавказа были устремлены на Хиллари Клинтон. Ее политическая программа была предсказуемой. Она продолжила бы курс своих предшественников. Она стремилась бы сдержать влияние России, в том числе на Кавказе. Она поставила бы перед собой целью договориться об окончании украинского кризиса и положить конец поддержке Башара Асада.
Отношения США c каждой из стран
На Южном Кавказе это, вероятно, проявилось бы в усилении американского присутствия в регионе, в частности в Грузии. США сделали большую ставку на эту страну в политическом, экономическом и военном плане. В 2004 году Вашингтон поддержал «революцию роз», которая привела к власти прозападного президента Михаила Саакашвили. Этот поворот стал причиной войны с Россией в августе 2008 года, которая завершилась поражением Тбилиси и признанием Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии.
Две других страны региона тоже затронуты дуэлью России и США. Армения — главный союзник Москвы в регионе. Азербайджан же ведет более независимую внешнюю политику. Баку активно закупает у Москвы оружие, но отказывается вступать в Евразийский экономический союз, куда Ереван входит со 2 января 2015 года. У Азербайджана также имеются значимые финансовые соглашения с Европейским Союзом, которому он продает природные ресурсы. Total, ENI и British Petrolum входят в число главных акционеров трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который доставляет азербайджанскую нефть в Европу через Турцию.
Имеются доли в нем и у трех американских компаний: Chevron, ConocoPhillips и Amerada Hess. Однако отношения Азербайджана с США бывают порой весьма натянутыми. Баку обвиняет Вашингтон во вмешательстве и стремлении дестабилизировать страну с помощью новой «цветной революции», как это было в Грузии и на Украине. Но экономические интересы обеих стран стоят выше защиты прав человека. Их символом становится олигарх Анар Маммадов, который поддерживает тесные связи с американскими и азербайджанскими лобби.
Движение к изоляционизму
Весь мир ждал победы Хиллари Клинтон на выборах, то есть больше интервенционизма в политике. Дональд Трамп же, по всей видимости, довольно смутно представляет себе международную политику, предпочитая ставить в центр внимания внутреннюю обстановку в США. Он, например, заявил, что Башар Асад должен сохранить власть, и что полковника Каддафи трогать тоже не стоило. Новый президент намеревается достичь договоренности с Россией, а также хочет пересмотреть бюджет и роль НАТО. Он непредсказуем и, по всей видимости, не следует «правилам игры». Что становится фактором неопределенности для политического руководства Южного Кавказа.
Чтобы лучше понять замешательство президентов трех стран южного Кавказа, для начала следует ознакомиться с их письмами с поздравлениями на имя нового президента США. Они многое могут сказать об их приоритетах по отношению к Америке.
Для Грузии Георгия Маргвелашвили главное — это поддержка в отношениях с Россией и вступление его страны в НАТО. Это означает просьбу сохранить американскую политику в Грузии, перемен в которой Маргвелашвили хотелось бы избежать.
В письме президента Азербайджана Ильхама Алиева упор делается на посреднической роли США в Минской группе. Он не упустил случая напомнить новому американскому лидеру, что 20% территории страны находятся под контролем армянских сепаратистов. Баку надеется, что Вашингтон поддержит его территориальные требования.
Послание президента Армении Сержа Саргсяна более туманно. Он приветствует «опыт» нового президента и тесные отношения двух стран. Особенность позиции Армении заключается в ее большой и влиятельной диаспоре. Она является мостом между двумя государствами и по большей части поддерживала Хиллари Клинтон. Однако армянское правительство может только выиграть от улучшения отношений Америки с Россией. Армянской диаспоре в США хотелось бы, чтобы Клинтон поспособствовала улучшению отношений Турции и Армении, в частности по вопросу признания Анкарой геноцида армян. Необоснованные надежды, потому что для Вашингтона самое главное — сохранить хорошие отношения с Турцией.
Трамп немного знает Кавказ
В ближайшей перспективе американская политика на Кавказе не изменится. Но регион не входит в число приоритетных для Трампа, что открывает путь ля самых разных сценариев в более отдаленном будущем.
Знает ли Трамп Кавказ? Да, немного. В своем бизнесе он рассматривал возможность строительства роскошных отелей в Грузии и Азербайджане. Оба проекта так ничего и не дали, но семья Трамп смогла ознакомиться с экономическими и стратегическими вопросами в регионе. Армения, бедная на ресурсы страна, экономику которой подтачивает коррупция стоящей у власти элиты, по всей видимости, никогда не вызывала особого интереса у нью-йоркского магната.
Судя по всему, он рассуждает не как политик, а как инвестор. Это объясняется его статусом миллиардера и прошлым бизнесмена, но делает непредсказуемой геостратегию мировой державы, президентом которой он стал.