Режим в России отдает предпочтение обороне и безопасности, им достается каждый третий рубль из федерального бюджета. За десять лет военные расходы удвоились, в то время как благосостояние граждан страдает.
В начале декабря президент Владимир Путин будет участвовать в одной из своих двух ежегодных транслируемых телевидением программ, в которых он отвечает на тщательно отобранные вопросы. Весной вопросы задавал народ, сейчас свои вопросы рассчитывают задать журналисты — чтобы таким образом дать президенту возможность говорить несколько часов.
Путин по-прежнему популярен
Путин, находящийся на самом верху российской политики с января 2000 года, по-прежнему популярен в народе. По данным опроса Левада-центра, проведенного через месяц после выборов в Думу в сентябре, 74% россиян доверяют президенту Путину. Почти такой же степенью доверия в народе пользуется только армия. Правительство, Дума и региональные власти даже и мечтать не могут о подобных цифрах.
Но три года экономического спада сейчас очень заметны: и по кошелькам отдельных граждан, и по доходам государства в целом.
В этом году правительство ожидает падение ВВП примерно на 1%. Несмотря ни на что — это улучшение, потому что в 2015 году ВВП упал почти на 4%. По некоторым прогнозам, в следующем году можно ожидать поворот к небольшому росту.
Негативная спираль
Тем не менее, на положении в стране лежит отпечаток долгого экономического спада. С сентября 2014 года по сентябрь нынешнего года реальные доходы населения сократились примерно на 9%. Реальная зарплата тоже не растет, а сокращается – из-за высокой инфляции.
Все эти процессы идут с силой, которую русские не видели с 1999 года. В третьем квартале этого года реальные доходы были на 6,2% ниже, чем в прошлом году, сообщает российский Институт Гайдара.
Реальная ценность пенсий также стремительно падает. Данные Российского статистического агентства Росстат говорят о том, что средняя пенсия в сентябре этого года составляла 34,4% средней зарплаты, а в сентябре прошлого года аналогичная цифра была 36,7%. Средняя зарплата составляет примерно 4 350 крон в месяц.
Индекс объема розничной торговли — еще один важный индикатор, говорящий о благосостоянии и покупательной способности населения. В последние годы россияне урезали все потребление, в том числе и расходы на питание.
С сентября 2014 года по сентябрь нынешнего года продажа продуктов питания снизилась на 13,6%. Продажа других, несъедобных товаров, упала в тот же период на более чем 14%.
Цены на картошку имеют огромное значение
Шесть из десяти семей тратят на продукты и квартплату гораздо больше, чем половину своего дохода. Число бедных с 2014 года выросло с 16 миллионов до 20.
Во втором квартале этого года количество бедных, т.е. тех, чей доход был ниже прожиточного минимума, составляло 13,5%. Но это немного ниже, чем в тот же период в прошлом году.
Объяснить это можно тем, что цены на основные продукты — такие, как картофель, капуста, лук, свекла и морковь, в прошлом году сильно подскочили, поскольку Россия запретила импорт западных продуктов питания. Эти товары много значат для бедных в России и для исчисления прожиточного мнения. По данным Росстата, розничные цены выросли на 6,4% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
Официальная и реальная безработица
Когда президент Путин участвовал в саммите двадцатки в начале осени, он поведал, что экономика выздоравливает и что безработица составляет 5,7%. В больших городах безработицы почти нет, в регионах положение гораздо хуже. Более половины наемных работников бояться потерять работу. В отличие от кризиса 2008-2009 гг. сейчас работодатели в гораздо большей степени склонны отделываться от своих сотрудников, если предприятие получает меньше заказов.
Борис Кравченко, лидер профсоюзного объединения КТР, считает, что реальная безработица значительно выше 5,7%. Люди просто не встают на учет как безработные, потому что пособие составляет только 4 900 рублей (примерно 650 крон) в месяц и прожить на него нельзя никак.
Кравченко предполагает, что примерно 20 миллионов человек работают без заключения какого-либо трудового соглашения. Несколько лет тому назад считалось, что трудовые мигранты из бывших союзных республик составляли в России 10 миллионов человек. Сейчас многие из них вернулись домой.
Протесты замалчиваются
В нормальной стране жители выразили бы свой протест по поводу состояния дел, по меньшей мере, они воспользовались бы тем правом голоса, которой у них есть. Но в выборах в Думу 18 сентября участвовали только 47,8% избирателей, существенно меньше, чем 60% пятью годами раньше. Избирателям наплевать.
Партия президента, партия власти «Единая Россия» не имеет на самом деле никаких оппозиционных партий. Три другие партии, преодолевшие барьер в 5%, несмотря ни на что голосуют так же, как и «Единая Россия». Дума – это чисто бюрократический орган.
Путин говорит: «Для людей страна важнее денег. Трудные времена проходят», и, похоже, люди ему верят. Россияне, во всяком случае, старшее поколение, привыкли терпеть бедность, стискивать зубы и довольствоваться малым. Пенсионеры еще связаны с Советским Союзом, страной, где не принято было выходить на улицы и протестовать.
Пенсионеры составляют самую большую группу избирателей, и Путин с ними на дружеской ноге. Перед выборами в Думу было обещано, что в январе они получат дополнительную выплату в 5 000 рублей, потому что пенсии уже не поспевают за ростом зарплат и цен.
После выборов в Думу осенью 2011 году, которые, по мнению как национальных, так и международных наблюдателей, прошли с многочисленными нарушениями, жители больших городов проснулись. Более 100 тысяч человек устремились на Болотную площадь в Москве в знак протеста. Настроение было наэлектризованное, но вместе с тем оно вселяло надежду. Протесты были быстро и жестко подавлены, а инициаторов протестов упрятали за решетку.
Фонды выветриваются
Сейчас во многом другое время. Россия — третий производитель нефти в мире. Дохода государства от нефтяного сектора составляют в этом году 37% всех доходов, а несколько лет тому назад он составляли 50%. Экспорт, который в существенной степени состоит из экспорта нефти, газа и других полезных ископаемых, в первом полугодии снизился на четверть. Госбюджет этого года строится на средней цене на нефть в 50 долларов за баррель, это слишком оптимистично.
Алексей Кудрин, министр финансов в 2000-2011 гг., предполагает, что в этом году дефицит госбюджета будет составлять от 3,7 до 3,9%.
В те времена, когда он был министром, Россия выплатила большую часть своего внешнего долга, появившегося в полные хаоса 1990-е годы. По предложению Кудрина, был основан российский Стабилизационный фонд — вариант норвежского Нефтяного фонда. Это помогло стране выйти из финансового кризиса 2008-2009 гг. в гораздо лучшем состоянии, чем опасались многие эксперты. Позднее фонд разделили на так называемый Резервный фонд и Фонд благосостояния.
Правительство использует средства Резервного фонда, в течение следующего лета он будет пуст. Фонд благосостояния частично будет использоваться для финансирования пенсионных выплат. Если средства будут изыматься с той же скоростью, что и сейчас, то средства и этого фонда могут быть потрачены в течение нескольких лет.
Алексей Кудрин считает, что надо сделать все, чтобы сократить дефицит бюджета. В беседе с информационным агентством Интерфакс Кудрин заявил, что правительство не понимает новые экономические реальности или не принимает их всерьез.
Увеличение вдвое за десять лет
Пока режим отдает приоритет военной силе и поддержке военно-промышленного комплекса, утекают миллиарды. В 2010 году правительство приняло большую программу модернизации вооруженных сил. Все рода войск должны перевооружиться за десять лет в объеме до 20 миллиардах рублей. За десять лет военные расходы удвоились.
В прошлом году ассигнования выросли на 15%, расходы на вооружения составили 5,34% от ВВП. Трудные времена привели к тому, что ассигнования на самом деле уменьшились по сравнению с планом, который предусматривал рост на 20%. В этом году расходы на оборону и безопасность составили 4,7% ВВП, согласно информации из шведского Института исследований проблем мира SIPRI.
Россия — та страна в Европе, которая тратит на военные расходы самую большую часть ВВП. В последнее время делается большая ставка на электронную слежку и танк «Армата». По данным SIPRI, должно быть произведено 2 300 танков такого типа, больше, чем имеется во всей Европе. Вместе с тем Россия делает ставку и на новые боевые самолеты, новые стратегические ядерные подлодки и большие военные суда.
Российский экономист Сергей Гуриев пишет в колонке в The Diplomat, что Россия даже в хорошие времена не может себе позволить сохранять военный бюджет размером в 4% ВВП, она тем более не может тратить столько в то время, когда в экономике страны продолжается спад. Для сравнения: федеральные расходы на здравоохранение и образование составляют 1,3% ВВП.
Длительная стагнация
Министерство финансов недавно представило свой долгосрочный план сокращения расходной части бюджета с обновленными цифрами. Все россияне платят подоходный налог в 13%, независимо от дохода. Министр финансов Антон Силуанов предпочитает, чтобы государство брало деньги в долг вместо того, чтобы менять налоговую систему или увеличивать налог, во всяком случае, до президентских выборов.
Основная проблема российской экономики — не только падение цен на нефть, которое началось в 2014 году и продолжается. Влияние западных санкций, введенных после того, как Россия перешла границу Украины и заняла Крымский полуостров, тоже сильно ощущается.
Страна переживает длительную экономическую стагнацию, несмотря на то, что вплоть до 2014 года цены на нефть оставались рекордно высокими. В этом году ВВП лишь чуть-чуть превзойдет уровень 2008 года. В течение того же периода мировая экономика выросла на 18%, а в развивающихся странах — на 40%.
По международным масштабам, уровень инвестиций очень низок, по данным финского профессора Перри Сутелы (Pekka Sutela), знатока Советского Союза и России еще с 1970-х годов. Если санкции продолжатся, то нефтяная отрасль испытает еще большие проблемы, поскольку необходимые западные технологии уже не доступны. Другие секторы экономики также нуждаются в западных технологиях и оборудовании, например, сельское хозяйство, которое, наконец-то, стало приходить в себя.
Сокращение рабочей силы
Еще одна проблема, способствующая низкому росту, — сокращение числа работающих. Все 1990-е и даже в начале 2000-х годов рождалось мало детей. Все те, кто будут трудиться через 15-20 лет, уже родились.
На другом конце трудовой карьеры возможны изменения, которые могут привести к некоторому росту. Дело в том, что реальный пенсионный возраст невероятно низок. Средний возраст выхода на пенсию для женщин — 50 лет, для мужчин — 55. Официально он на пять лет выше, как для женщин, так и для мужчин.
Средняя продолжительность жизни женщин в России примерно 73 года. Мужчин – примерно 60 лет, в Норвегии эта цифра больше79 лет. Каждый четвертый мужчина в России умирает, не достигнув 55-летия, и не успевает стать пенсионером. Группа российских, британских и французских ученых выяснили, что во многом в этих цифрах виноваты курение и алкоголь.
Те, кто чересчур увлекается водкой, рискуют умереть слишком рано.
Разговоры о необходимости реформировать пенсионную систему ведутся много лет, но безрезультатно Ничего не произойдет и до президентских выборов 2018 года, поскольку тема настолько болезненная, что может стать проблемой для безопасности.
Осенью профсоюзное движение выдвинуло предложение заморозить все возможные изменения пенсионной системы вплоть до 2018 года.
Тотальное преобладание государства
Государство контролирует примерно 70% экономики, это вдвое больше, чем в середине 2000-х годов. По международным меркам, это рекордно высокая цифра, подчеркивает профессор Сутела в беседе с финской радио- и телекомпанией Yle. Инвесторы, особенно иностранные, ушедшие из России в последние три года, не доверяют системе.
Российские власти десять лет знали, что рост требует инноваций и инвестиций. Но в этой области произошло мало. На мировом рынке российских продуктов — кроме сырья — немного. Развитие тормозит и масштабная коррупция, пронизывающая все сферы жизни общества.
Инфраструктура остро нуждается в инвестициях. Производительность труда низка, только 45% от средней по ЕС. В течение кризисных лет государственный сектор сократил число работников. И все равно: в России сейчас вдвое больше бюрократов, чем в Советском Союзе в прежние времена.
Подавляющее большинство регионов получают крупные субсидии от государства. Поэтому большая часть государственных денег идет на три непроизводственные сферы: оборону/субсидирование находящейся во владении государства промышленности, социальные расходы и решение проблем долга.
Будущее неясно
Президентские выборы состоятся, вероятно, в марте 2018 года. Больших политических реформ в период до них не ожидается. Все макроэкономические прогнозы, включая официальные, сделанные в России, указывают на то, что в следующие 10-15 лет экономика будет расти слабо. Рост едва ли будет превышать 1,5%, пишет Евгений Гонтмахер из Российской Академии наук.
Он считает, что продолжительный спад и низкие темпы повышения в лучшем случае уровня жизни сохранятся для подавляющего большинства россиян. Но если правительство, напротив, решится на более всеобъемлющие реформы, в том числе и политической системы, перспективы более радужные.
Но реформы должны также означать и закрытые нерентабельных предприятий, на которых заняты многие миллионы россиян. И в такой ситуации никто не может гарантировать, что люди будут поддерживать существующий режим.