Близится нечто, что станет для всего польского политического класса не просто холодным душем, а ударом молота по голове — голове, которая ничего не видит и не понимает. Ветра в Европе дуют по-новому, а Польша стоит на верном пути к тому, чтобы вновь пасть жертвой, как в 1939 году. Речь не идет о кровопролитии и разрушениях: Польшу предадут и оставят в одиночестве, как тогда, но войны не будет. Мы столкнемся с расширяющимися сферами влияния России, а мифический Запад, не моргнув глазом, продаст нас.
В Польше об этом не говорят, но в последние несколько месяцев глава немецкой дипломатии стремится к новому пакту с Москвой. Германия и 15 европейских стран призывают начать с Россией переговоры и подписать новый договор об обычных вооруженных силах. Это Франция, Италия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Голландия, Чехия, Испания, Финляндия, Словакия, Норвегия, Швеция, Болгария и Португалия. Не правда ли, отличная европейская компания? Автором идеи выступил министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер. От предыдущего договора, заключенного в 1990 году, россияне отказались.
В России звучат пока осторожные комментарии, потому что там хотят остановить переброску сил НАТО на восток и процесс создания элементов системы ПРО. Европа, как утверждает бывший сотрудник Министерства обороны Евгений Бужинский, хочет разговаривать о танках и пушках, а не о противоракетах и боевых дронах. На официальном уровне МИД России уже давно призывает заключить новый договор, поскольку — россияне этого не скрывают — это может привести к отходу НАТО от российской границы. СМИ в России подчеркивают, что инициативу не поддерживают Польша и страны Балтии. На фоне другой новости, которую у нас обошли вниманием, это мелочи. Немецкие компании, объединенные в консорциуме «Немецкая инициатива» будут финансировать строительство скоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань. Сумма контракта: 3,5 миллиарда евро. Я готов поспорить, что независимость стран Балтии или Украины столько не стоят. В Польше комментаторы рассказывают сказки, что никто не разговаривает с Путиным, но другие страны не только разговаривают с ним, но и занимаются бизнесом. И это лишь один пример из множества других, ведь можно не напоминать, что в строительстве «Северного потока-2» задействован не только Газпром, но и пять европейских газовых концернов.
Думаю, никто не пошевелит и пальцем, если Москва решит «освободить» русскоязычных жителей Латвии и Эстонии. Daily Mirror пишет, что Великобритания уже отказалась отправлять в Эстонию свои войска. Они поняли, чем дело пахнет? В 1939 году они тоже были в курсе, что Сталин с Гитлером заключили договор о разделе Польши, и поэтому не шелохнулись. Французы знали тоже, и поэтому сбрасывали на немцев листовки. Они немного просчитались насчет того, что Гитлер увязнет в Польше, поэтому спустя полгода он выбил французам зубы. Я не говорю, что Россия вторгнется в страны Балтии: она заявит, что может туда вторгнуться и потребует договора о передаче прав. Не так давно глава российской дипломатии Сергей Лавров сказал, что русский должен стать языком обучения в странах Балтии и в других постсоветских республиках. Это уже прямая угроза.
Я сомневаюсь, что украинская государственность сможет выстоять. Элиты революции оказались не менее коррумпированными, чем их предшественники. В экономическом плане страна стала банкротом. В ментальном — значительная часть жителей готова принять российские паспорта и власть Путина. Об этом в Польше тоже не говорят. Недавно депутат Верховной Рады Украины от «Оппозиционного блока» Евгений Балицкий сказал прямо, что от Украины останется одна Киевская область. Восток возьмет Россия, а запад поделят румыны, поляки и венгры. Просто фантазии? Москва спокойно ждет окончательного краха Украины. Я слышал там о двух сценариях. Один предполагает постепенную аннексию и локальные референдумы по крымскому образцу, которые пройдут, когда люди перестанут получать зарплаты и пенсии. Второй — это захват власти преданными Москве людьми. Со вторым вариантом могут возникнуть проблемы, поскольку ни одна сила на Украине не может сейчас рассчитывать на серьезное большинство, но ходят слухи, что в игре остается Юлия Тимошенко, к которой благосклонно относится Кремль. В такой ситуации Москва рассчитывает (я опираюсь здесь на высказывания прокремлевских аналитиков), что Украина развернется к России, а ее западная часть и закарпатский регион, населенный венграми, отделятся. В целом границы после распада Украины, в видении Кремля, пройдут так, как они выглядели до 1914 года.
Владимир Путин тратит бюджетные средства на вооружения. Люди пока не умирают от голода, но доход 70% россиян не дотягивает до 200 долларов в месяц. Путин знает, что шансов на изменение их ситуации нет. Поэтому нужна экспансия и игры, которые позволят укрепить власть. В России нет и не было гражданского общества, так что бунта не будет. Большевистская революция была не бунтом, а переворотом, который подготовили профессиональные революционеры. Страну охватил такой хаос, что небольшая группка большевистских бандитов смогла захватить власть и начать террор, чтобы уничтожить потенциальных конкурентов. В Европе никогда раньше не бывало такого варварства. Большевики победили, поскольку никто не предполагал, что можно устроить такую резню.
Вернусь под конец к нашей Европе. Россия решительно настроена отбросить Запад на позиции до расширения НАТО. Любым способом, в том числе военным в виде ограниченного регионального конфликта, как на Украине. В Эстонии это уже понимают, и новый президент этой страны высылает Москве примирительные сигналы. Лукашенко в Белоруссии дрожит как осиновый лист, потому что с Путиным у него не складывается, и он боится, что его заменят на какую-то новую модель. Литва не значит ничего. Латвия — чуть больше, потому что 40% населения там русские. Германия пребывает в нерешительности, но у Москвы уже давно есть четкая стратегия российско-немецкого союза. Меркель в последнее время немного бунтовала, но она не вечна. В Германии союзников у Путина много. Польская уверенность в том, что она знает Россию лучше и будет рассказывать о ней Европе, это иллюзии. Полностью пророссийскую позицию из-за экономических интересов занимают Франция, Италия и Германия. По причинам, связанным менталитетом, — Греция и Кипр. Из прагматических соображений не вступают в споры с Москвой Венгрия, Словакия и Чехия. Великобритания ведет собственную игру и поддерживает «Северный поток-2». Испанцев и португальцев московская угроза не интересует. На кого тогда может рассчитывать Варшава? На Киев? Я не знаю, кто придумал, будто Украина важна для польского суверенитета. Украины еще не было, а Польша существовала. Если мы не начнем вести рациональную и прагматичную политику, мы останемся ни с чем. Никакая мифическая Европа не станет сопротивляться российской политической воле, вероятно, этого не будут делать и США.
В России, в чем могут не отдавать себе отчет поляки, пропаганда уже так промыла населению мозги, что если прозвучит призыв освобождать Европу, добровольцы выстроятся в очередь. В то время как у нас никто не хочет умирать за Киев и Крым.