Полиция задержала 14 демонстрантов, заблокировавших проезд для Нордик Майнинг к Энгебё, Согн-Ог-Фьюране. Среди них был и 32-летний моряк Орьян Тингнес (Ørjan Thingnes) из Вевринга.
Орьян Тингнес готовил закуски и кофе для участников демонстрации, когда услышал, что полиция направляется к Энгебё. Он тут же присоединился к группе протестующих.
— Я считаю, что гражданское неповиновение — это действенный способ донести свои аргументы, если все другие способы уже испробованы. Гражданское неповиновение требует осторожности, однако является эффективным инструментом, позволяющим народу заявить, что что-то идет не так.
Орьян Тингнес был среди протестующих против пробного бурения компанией Nordic Mining, начавшегося 1 февраля.
Протесты против захоронения отходов в море
Тингнес говорит о горном проекте в Вевринге, коммуна Наустдаль. Здесь, в Энгебё, находится крупнейший в Норвегии месторождении рутила, который, помимо прочего, при производстве зубной пасты и красок.
В апреле прошлого года Nordic Mining получила разрешение Министерства по вопросам климата и окружающей среды и Министерства коммунального хозяйства на запуск горных работ и морского захоронения в коммуне, что вызвало протест среди местных жителей.
Причина конфликта — намерение Nordic Mining вести захоронение отходов в водах фьорда вблизи рудника. Фёрдефьюрн — место обитания и ловли лосося национального значения, однако в течение 50 лет тут планируется захоронить 250 тонн горных отходов.
Протестующие аргументируют свою позицию тем, что в долгосрочной перспективе сброс отходов — это неэффективное и нерациональное решение. В Фёрдефьюрн водится голубая морская щука, катран и угорь, занесенные в Красную книгу. Протестующие опасаются, что подводные течения разнесут частицы отходов по обширной территории фьорда и приведут к гибели аквакультуры.
Протестующим, преградившим путь в Энгебё машинам компании Nordic Mining, дали 15 минут на то, чтобы освободить дорогу и пригрозили арестом. Протестующие оказали неповиновение и полиция была вынуждена силой доставить группу в ближайший полицейский участок в Флорё. По прошествии трех часов на каждого из участников протеста был наложен штраф в размере 10 тысяч крон (около 75 тысяч рублей, — прим. ИноСМИ) и запрет приближаться к месту производства более чем на 150 метров.
«Я считаю, что в штрафе нет ничего страшного — зато нам удалось привлечь внимание правительства к проблеме. Я буду участвовать в акциях протеста столько, сколько будет необходимо. Я не сдамся, пока люди не повернутся лицом к проблеме» — заявляет Тингнес.
Тингнес думал, что штраф будет меньше. Запрета на приближение к месту производства он не ожидал вовсе. Поскольку главная дорога на Вевринг также пролегает рядом с местом производства, появились новые проблемы.
У протестующих нет личных претензий к компании Nordic Mining, планирующей добычу рутила в Энгебё.
«Мы прекрасно понимаем, для чего здесь Nordic Mining. Их цель — не спасти Согн-Ог-Фьюране, а получить выгоду. А мы здесь живем, и ставить свои условия должны мы, а не коммерческая компания, преследующая выгоду.
Нужная более эффективная политика
Один из основных аргументов в пользу запуска проекта — создание рабочих мест. Многие считают, что новое производство со временем способно принести коммуне устойчивый прирост прибыли. Тингнес с пониманием относится к этой позиции.
«Я за создание рабочих мест и улучшение экономики, но необходимо учитывать вопросы природосбережения и интересы людей, которых это касается».
«Из-за запрета приближаться к месту производства, я вынужден выезжать за пределы коммуны, чтобы попасть в ее центр», — говорит активист из Вевринга.
Тингнес отмечает, что, несмотря на конфликт, между активистами и полицией налажено положительное взаимодействие. «Полиция пояснила нам возможные последствия наших действий, позаботилась о том, чтобы мы были в порядке. Протест является основным элементом гражданского неповиновения, а штраф — его естественным следствием».
11 мая 2011 руководство коммуны Наустдал и Аскволл утвердило документ, регламентирующий добычу рутила в Энгебё. Весной 2015 было получено разрешение Министерства климата и окружающей среды. В коммунах близ Фёрдефьюрн был проведен опрос, показавший, что большинство местных жителей выступают против захоронения отходов в море.
Комитет по вопросам окружающей среды изначально выступал против выдачи такого разрешения, однако в последствии изменил решение по рекомендации Министерства, учитывая социально-экономический эффект проекта.
Тингнес отмечает, что за захоронение отходов в море выступили лишь представители различных органов в небольших коммунах Наустдал и Аксволл. Жители же Фёрде и Флорё не были задействованы в опросе, хотя именно здесь планируется захоронение отходов.
Неприемлемое отношение к фьорду
Тингнес отмечает, что он против использования чистого, живого и богатого рыбой фьорда для сброса отходов горного промысла.
Активисты показали стойкое неприятие решению правительства о превращении прекрасного фьорда в свалку отходов горнорудной промышленности. Сваливать отходы планируется на глубине 300 метров, высота шлама на глубине может достигнуть 150 метров.
«Я считаю неприемлемым такое отношение к фьорду. Карьер также находится в абсолютно неподходящем месте: вблизи школы и детского сада. Он находится прямо посереди деревни, и люди вынуждены жить вокруг него. Карьер станет источником шума и пыли. Мы должны понимать и ценить окружающую нас природу, а не только пользоваться природными ресурсами».
Безучастность руководства коммуны
Тингнес считает недемократичным процесс решения вопроса захоронения отходов в Фёрдефьюрн.
"Вероятно, компании Nordic Mining удалось навязать коммуне свои условия. Мнение местных жителей не учитывается руководством коммуны, равно как и мнение экспертов Института морских исследований. Игнорируются интересы тех отраслей экономики, которые зависят от экологии фьорда.
На сайте Nordic Mining указано, что горное производство позволит создать 170 новых рабочих мест в Наустдале. Тингнес считает, что в этом вопросе неверно расставлены приоритеты.
«Nordic Mining должны найти рациональное решение использования ресурсов Энгебё и эффективной утилизации отходов. Тогда я смогу поддержать идею производства. Возможно, «чистое производство» более затратное, но иначе проект не должен иметь права на существование.
Многие готовы участвовать в акциях протеста
Количество человек, желающих присоединиться к движению активистов, растет. Тингнес отмечает, что более 2000 человек по всей Норвегии выразили готовность преступить закон ради сохранения чистого Фёрдефьюрн.
Усилия активистов общества «Природа и молодежь» говорит о том, что им небезразличны такие проблемы и это вселяет в нас веру в будущее.