Диалог с русскими не означает, что мы соглашаемся с аннексией Крыма, или что мы недооцениваем значение международного права. Это также не делает нас плохим союзником НАТО. Это означает всего лишь, что мы готовимся к разрядке.
Взаимное вооружение без диалога, устраняющего недоразумения, напротив, является опасным. Может быть, пришло время возобновить двусторонние переговоры с Россией?
Нет никакого сомнения в том, что картина мира резко изменилась после того, как Россия в нарушение международного права аннексировала Крым. Риторика поставлена с ног на голову — от заявлений о том, что отношения между Норвегией и Россией никогда не были лучше, до слов о том, что Норвегия является единственным соседом России, с котором Россия никогда не воевала. Наши политики почти больше не встречаются на национальном уровне, с обеих сторон границы введены санкции.
Во время «Баренц-дебатов», организованных в Осло на прошлой неделе Баренц-секретариатом, старший научный сотрудник Норвежского института внешней политики Юлие Вильхельмсен (Julie Wilhelmsen) и бизнесмен Атле Берге (Atle Berge) из компании Ølen Betong Murmansk подробно рассказали о высылке их из России и о том, как их назвали так называемой угрозой для безопасности российского государства. Журналист-международник Эйстейн Борген (Øystein Borgen) канала TV2 рассказал о том, как подвергался преследованиям со стороны российских властей во время съемок Олимпиады в Сочи.
Растущая потребность в диалоге
После таких событий, вероятно, можно подумать, что страх — это то, что характеризует советы специалистов по России. Но вместо этого они критиковали западных политиков, принимающих решения, за ошибки в своей политике по отношению к России. «Путина загнали в угол, а Запад не выдвинул ни одного конкретного предложения о том, что нужно сделать, чтобы выйти из тупика», — заявил Борген.
«Норвежское правительство ведет неправильную политику по отношению к России и должно учиться», — заявил Берге.
«Морализаторский подход Норвегии, изоляция и наказание России действуют не только на Путина, но и на большую часть народа. Наивно полагать, что мы извне можем изменить Россию с помощью этих средств воздействия. Пришло время стать более внимательными в риторике», — сказала Вильхельмсен.
Они все пришли к выводу о том, что диалог и практическое сотрудничество важны для того, чтобы Арктика по-прежнему оставалась зоной мира. Потому что только через практическое общение мы можем понять друг друга.
Совместные проекты создают доверие
И это является ядром сотрудничества в регионе. Когда люди работают вместе, возникает взаимное уважение. Мы знаем, что успешное сотрудничество между людьми переходит потом и в большую политику. На норвежской и на русской стороне политики заявляли, что дух доброго Баренц-сотрудничества позволил добиться таких важных результатов, как разделительная линия (в Баренцевом море — прим. пер.) и введение удостоверения жителя приграничного района.
Открытое окно
Благодаря Баренц-сотрудничеству у нас по-прежнему открыто окно в Россию. И в России, и в Норвегии бытует мнение о том, что сотрудничество должно продолжаться на региональном уровне. Недавно министр региона Тромсе Сесилие Мюрсет (Cecilie Myrseth) и губернатор Марина Ковтун подписали новый договор о дружбе между Тромсе и Мурманской областью.
В Архангельске губернатор называет Баренц-сотрудничество успешным примером для остального мира, потому что региональные руководители продолжают говорить друг с другом, несмотря на вызовы на национальном уровне.
Избегать опасных ситуаций
Норвегия обладает уникальным опытом соседства, благодаря которому мы можем позволить себе иметь несколько более самостоятельную внешнюю политику по отношению к России. И здесь диалог является одним из методов, в использовании которого у нас есть хороший опыт.
Недостаток контактов опасен, потому что он ведет к неуверенности. Во время, когда идет вооружение обеих сторон, могут возникать опасные ситуации. Политический вакуум может привести к недоразумениям и создать острые ситуации. Чтобы предотвратить это, мы должны использовать имеющиеся у нас методы.
Диалог — это ответ
Ежедневно сотрудничая, мы пытаемся построить мост между эпохой до Крыма и новой ситуацией в отношениях между Норвегией и Россией. Правительство должно понять, что диалог — это сила, и обеспечить больше переговоров между соседями и на национальном уровне.
В понедельник министр промышленности Моника Мэланд (Monica Mæland) встречалась с российским министром природных ресурсов и экологии Сергеем Донским, ее партнером в норвежско-российской правительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Теперь мы снова обсуждаем с нашим соседом — в первый раз с 2014 года — возможные общие промышленные проекты.