Киев — Начальник отдела научно-технической информации конструкторского бюро «Южное» Александр Логинов в небольшом интервью рассказал о новых разработках в КБ. В частности, он поведал о создании проекта многоцелевого транспортного космического корабля для орбитального сервисного обслуживания, а также о разработках спутников дистанционного зондирования земли, которые помогут охранять украинские границы.
QHA: Как проходила подготовка к запуску американской ракеты Antares, в которой вы принимали активное участие?
Александр Логинов: Легкая американская ракета Antares с частным грузовым кораблем Cygnus была запущена 18 октября этого года после значительного перерыва, вызванного аварией. Где-то полтора года назад у них взорвался двигатель, и они перешли на новый двигатель — к нашему сожалению, российский. Мы участвовали в процессе модернизации первой ступени ракеты-носителя Antares, адаптируя его к новому двигателю.
Мы провели определенный цикл робот, сделав первую ступень — это топливный отсек и корпусные детали. Двигатель они устанавливали сами, поэтому когда он взорвался, мы были ни при чем. В каких-то СМИ я видел статьи о том, что Украина к этому причастна. Нет, ребята, здесь мы чисты.
У них одновременно произошла авария и на Antares, и на Falcon, и они опять обратились к россиянам, чтобы те помогли своими старыми ракетами. Мы же помогли им увязать все эти новые двигатели, но из-за плохой погоды ракету запустили позже. Ракета «Антарес» предназначена для доставки на МКС (Международная космическая станция — прим. ред.) американской части полезного груза. Она одновременно должна летать с ракетой-носителем Falcon.
— Над какими новыми разработками сейчас трудятся в конструкторском бюро «Южное»?
— Мы — конструкторское бюро, мы постоянно над чем-то работаем. Стиль работы КБ «Южное» — смотреть на много лет вперед. То есть наши проектанты прорабатывают перспективные варианты. Например, наш орбитальный космический самолет, по сравнению с шаттлами (американские многоразовые транспортные космические корабли. — прим. ред.) — это шаг вперед. Мы ведем работу над концептуальным проектом по созданию многоцелевого транспортного космического корабля для орбитального сервисного обслуживания.
Если вы знаете, то Украина, имея «Южмаш» и конструкторское бюро «Южное», заказала спутник связи в Канаде, а Канада наняла россиян. Россияне сделали этот спутник, и он сейчас лежит и ржавеет в РФ. И мы еще будем доплачивать за его хранение!
Что касается ракетоносителей, то мы готовы сотрудничать со всем миром. У нас есть серия ракет «Маяк» — это современное очень гибкое семейство, которое в зависимости от интересов партнера может обеспечить ракеты легкого и тяжелого класса на нетоксичных топливных компонентах керосина и кислорода.
Ракеты «Зенит» — это самые совершенные в мире ракеты, использующие нетоксичные компоненты топлива (жидкий кислород и керосин РГ-1). Они совершенны во всем, особенно по компоновке и заложенным в них технологиям. Они пока не летают, хотя мы можем их запустить с рабочего комплекса «Байконур» и с плавучего космодрома «Морской старт». Лишь бы добрая воля была.
Также начаты работы над техническим проектом двадцатикилограммовой платформы YuzhSat, которая обеспечит размещение и функционирование полезной нагрузки для проведения научно-технологических экспериментов на орбите. Кроме этого, выполнен значительный объем работ по созданию двигателей малой тяги для космических аппаратов. Выпущены материалы эскизного проекта по аммиачной двигательной установке, и уже завершается изготовление демонстрационного образца.
— Из каких именно стран Украина может запускать свои космические ракеты-носители?
— Любая ракета не может существовать как продукт сама по себе. Для того, чтобы ее эксплуатировать, нужен комплекс. Комплекс стоит значительно дороже, чем ракета. Поэму пусковые комплексы для «Зенита» находятся на Байконуре, они были построены во время Советского Союза.
Плавучий космодром «Морской старт» с технической и конструктивной частью был рожден в КБ «Южное». Это бывшая норвежская нефтяная платформа — мы ее адаптировали, построив специальное командное судно. Космодром размещен в акватории Тихого океана, где имеются наилучшие условия для запуска ракеты-носителя благодаря максимально эффективному использованию скорости вращения Земли.
«Зенит» можно запускать только из двух мест: с Байконура и с морской платформы «Одиссей». Относительно «Циклона-4» — у нас не сложилось с Бразилией. Мы верили в то, что у них серьезные амбиции в космической отрасли, они делали свою ракету VLS лет двадцать. Но она так и не взлетела, взорвавшись. Нам все же удалось достичь некоего согласия, но оно не превратилось в реальность, то есть мы свою ракету «Циклон-4» настроили согласно соглашению о том, что Украина разрабатывает ракету и поставляет, а они делают наземный комплекс, однако они его не сделали.
Поэтому для «Циклона-4» мы ищем «невесту». Может, кто-то согласится предоставить место для его запуска. Потому что из Украины его запускать в принципе невозможно. Нам нужны партнеры — те, кто имеет выход к океанам либо в пустынные районы.
— А кроме Бразилии Украина пробовала сотрудничать еще с какими-то странами по поводу запуска космических ракет?
— Слегка фигурировала Кения, ведь в Индийском океане стоят пусковые итальянские платформы — когда-то на них работали, запуская легкие ракеты, но они маленькие, и их нужно дорабатывать. Италия была на тот момент суверенным космическим государством, а потом она вошла в состав ЕС и в Европейское космическое агентство, и все осложнилось. Было время, когда губернатор Флориды предлагал запускать «Циклон-4». Но это было давно, а что он сейчас думает по этому поводу, я не знаю.
— Почему запуск космических ракет наиболее эффективен из акватории морей и океанов?
— Со времен Союза ракеты-носители запускали из акваторий морей и океанов по многим обстоятельствам, в частности, это позволяет запускать их с экватора. А экватор — это идеальное место для ракетчиков, там космические ракеты могут использоваться наиболее эффективно. Для того же, чтобы запустить ракету с нового места, нужно строить космодром, а это сумасшедшие деньги. Например, строительство российского космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке затянулось из-за выполнения сложного дорогостоящего проекта.