Российский атомный концерн «Росатом» − крупная бизнес-группа. Она включает около 350 дочерних компаний и трудоустраивает примерно 250 тысяч работников. Главный продукт концерна — атомные станции, портфелем заказов которых рекламные агенты очень гордятся.
Один из самых важных, если не важнейший зарубежный проект — АЭС «Ханхикиви», которая строится в муниципалитете Пюхяйоки. Ее крупнейший владелец — «Росатом». Ему принадлежит 34% финской компании Fennovoima.
У «Росатома» многое поставлено на карту
«Для нас это не просто важный объект, это очень важный объект», — говорит о «Ханхикиви» глава пресс-службы Rosatom Energy International Роман Дюкарев.
Есть три четкие причины, почему проект важен для «Росатома» и для России, которая владеет «Росатомом».
Во-первых, «Ханхикиви» — это очень трудный проект, поскольку финское законодательство и контроль Центра радиационной безопасности Финляндии (STUK) — очень строгие.
От исполнителей проекта требуют очень качественной работы как на этапе подготовки, так и на этапе воплощения. Для будущих проектов это может быть очень важным.
Во-вторых, «Росатом» рассчитывает на то, чтобы получить хороший доход от этого вложения. Срок работы АЭС «Ханхикиви» — 60 лет, в это время можно продавать электричество в больших объемах.
В-третьих, АЭС «Ханхикиви» станет первой АЭС, построенной в западной стране, и проект должен стать привлекательным для других зарубежных клиентов.
Влияние при помощи АЭС
О перечисленных выше трех причинах представители «Росатома» говорят с удовольствием. Но есть и четвертая, о которой они молчат.
Это геополитика, другими словами — желание России иметь свои сферы влияния в мире.
Само собой разумеется, что крупномасштабный энергетический проект, который зависит как от российского сырья, так и от ноу-хау, делает заказчика АЭС зависимым от России. Не умаляет этого факта и то, что заказчик АЭС — не государство, а компания Fennovoima.
Центр радиационной безопасности Финляндии STUK критиковал компанию, поскольку она не предъявила необходимые документы вовремя.
Ханна Ванхатало (Hanna Vanhatalo), представитель партнера, подтверждает, что от компании ждут более быстрых действий.
«В первую очередь обращают внимание на качество, это самое важное», — говорит она.
Ответственный за документацию проекта «Атомпроект» в Санкт-Петербурге не подтверждает опоздание, а говорит, что поставляет информацию в соответствии с графиком.
Куча договоров
Список разнообразных иностранных проектов «Росатома» разных типов — длинный, но ограниченный.
Многие договоры — декларации о взаимопонимании, которые уже долгое время не исполняются. Это особенно относится к договорам о намерениях, заключенных с бедными развивающимися странами.
Хотя АЭС последнее время строятся все реже, «Росатом» верит в возрождение этой сферы.
Роман Дюкарев видит большие возможности на севере, на арктических территориях, где небольшие АЭС могли бы заменить дорогое и вредное для окружающей среды использование нефти и угля.
«Мы можем предложить АЭС мощностью 10, 50, 200 мегаватт, которые могут обеспечивать электроэнергией объекты местного значения», — говорит он.
Дюкарев считает козырем «Росатома» то, что в России строительство АЭС никогда не прекращалось, поэтому в стране много опытных специалистов.
На желание клиентов сотрудничать может повлиять и то, что «Росатом» предлагает не только планы и их воплощение, но и финансирование проектов АЭС.