Ливийский генерал Халифа Хафтар, который долгое время был политическим противником режима Каддафи и скрывался от того в США, 27 и 28 ноября побывал с двухдневным визитом в Москве. Глава вооруженных сил востока Ливии получает поддержку от президента Египта Ас-Сиси и парламента Тобрука (признан легитимной властью международным сообществом). Тайны из цели своей поездки он не делал: ему нужно было заручиться военной помощью России в борьбе с джихадистами «Исламского государства» (террористическая организация, запрещена в России — прим. ред.) и боевиками «Братьев-мусульман». Хотя некоторые источники уже говорят о присутствии российских инструкторов в Ливии, инициатива генерала свидетельствует о существенном усилении позиций России на «Большом Ближнем Востоке» (эта сформированная стратегами-неоконсерваторами географическая концепция касается территории от Магриба до Афганистана и включает Турцию, Машрик и Аравийский полуостров).
Стабильность или раздел
Поразительный контраст: несмотря на обвинения в военных преступлениях в Алеппо и на востоке Украины, а также экономические санкции США и Европейского Союза, Россия еще никогда не была столь желанным союзником. «Если вам нужен надежный партнер, обратите внимание на Владимира Путина», — заявил несколько месяцев тому назад глава Палестинской автономии Махмуд Аббас. Российский лидер сделал Сирию витриной возрождения страны на международной арене, которое выстраивается как антипод модели американских конкурентов. Войны в Ираке, Афганистане и Сирии, которые вел или поддерживал Вашингтон (неизменно во имя демократии и прав человека), разрушили все государственные структуры и основы гражданского общества. Их результатом стали сотни тысяч погибших, миллионы беженцев и невозможность какого-либо политического решения в обозримом будущем. Волна «арабской весны» смела нескольких исторических союзников Вашингтона в регионе (Бен Али в Тунисе, Мубарак в Египте) масштабными народными восстаниями, однако не обошлось тут без содействия «правозащитников», которых готовили и финансировали по программам американского Госдепа…
В Сирии Владимир Путин действовал совершенно иначе: Россия закрыла глаза на жестокую сущность режима Башара Асада и выступила гарантом стабильности государства, тогда как США и Франция поддерживали раздел страны на алавитскую Латакию, суннитскую область в Идлибе и Алеппо и автономный Курдистан на границе с Турцией.
Учиться на ошибках
Когда Париж и Вашингтон собирались нанести удар по сирийской армии в ответ на химическую атаку в пригороде Дамаска в августе 2013 года, Москва протолкнула вперед дипломатическое решение, разместив при этом приведенные в состояние боеготовности корабли у побережья Сирии. Западные стратеги предрекали, что Россия увязнет, однако ей удалось переломить ход войны и добиться нынешнего освобождения Алеппо, которое стало стратегическим поворотом в конфликте, унесшем больше 300 тысяч жизней.
«На международном уровне такое ограниченное применение военной силы, призванное дать второе дыхание политическому решению, не увязнув при этом в болоте, поразительно контрастировало с массовыми и чрезмерно амбициозными вмешательствами американцев, а также некоторых региональных держав, вроде Саудовской Аравии в Йемене, — полагает Екатерина Степанова из Института мировой экономики и международных отношений РАН. — Хотя речь не шла о том, чтобы кого-то чему-то учить, Россия показала, что умеет делать выводы из чужих ошибок».