Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Безопасность в государстве всегда была иллюзией»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Террористические атаки, массовая миграция, войны, валютный кризис, огромные долги государств, кризис ЕС и его политического представительства и так далее. У многих появляется ощущение, что проблемы не решаются, а откладываются, замораживаются. Так и возникает неуверенность, если не боязливость, которую то и дело подогревают постоянно бьющие тревогу СМИ.

Мыльный пузырь наших ложных надежд на государство лопнул, считает исследователь проблем насилия Вольфганг Софский (Wolfgang Sofsky). Если «верхушка» не хочет потерять лояльность граждан, она должна вернуть себе утраченные позиции.

WirtschaftsWoche: Господин Софский, стремление человека к безопасности — одна из ваших центральных тем. Возросла ли такая потребность у немцев в последнее время? Или, действительно, увеличились угрозы?

Вольфганг Софский: Насущное стремление к безопасности в меньшей степени зависит от реальных угроз, чем от мнимых. А мнимые угрозы, в свою очередь, формируются в результате коллективных настроений, суждений, фантазий. Несомненно, мир Центральной Европы после бурных 2015 и 2016 года кажется более хрупким, чем раньше. Террористические атаки, массовая миграция, войны на Ближнем Востоке и в Восточной Европе, валютный кризис, огромные долги государств, кризис ЕС и его политического представительства и так далее. У многих наших современников появляется неприятное ощущение, что проблемы не решаются, а откладываются, отсрочиваются, замораживаются. Так и возникает хроническая неуверенность, если не боязливость, которую то и дело подогревают постоянно бьющие тревогу средства массовой информации. Эта боязливость — в меньшей степени вопрос возраста. Среди молодежи многие тоже не покидают своих укрытий, потому что втайне боятся, что мир окажется не таким, как в иллюзиях, которыми их одурачили.

— В вашей книге «Принцип безопасности» (Prinzip Sicherheit) вы пишете о «безопасном государстве». В Германии оно полностью отсутствует во многих местах, например, на вокзалах. Пора ли немцам привыкать к тому, что государство не может их защитить?

— Безопасность государства всегда была иллюзией. Если не приставить надсмотрщика к каждому третьему, то жизнь всегда будет омрачена небезопасностью. Но насколько черными были бы тени вездесущих надзирателей? Разумеется, это не значит, что не надо бороться с криминальными бандами, ограблениями, преступлениями на сексуальной почве и другими видами преступности. Ситуация, когда любой человек в любой момент может пойти куда угодно, исторически всегда была исключением. Но когда даже власти не осмеливаются вступать на запретную территорию, эта ситуация становится фатальной.


— Немецкое государство уже утратило легитимность, не будучи способным сдержать обещание обеспечивать безопасность?

— Если как индикатор снижения веры в легитимность власти брать отказ ходить на выборы, раздражение в связи с конкретной партией и рост популярности правых националистов, то потеря народной лояльности очевидна. Крупнейшей политической «партией» стали «неизбиратели», которых на каждых выборах от 25 до 45%. Если взять рейтинг одобрения среди имеющих право голоса, то ХДС представляет примерно четверть, СДПГ — около 17%, а «зеленые» — чуть менее 5% от общего числа избирателей. Исходя из этой оценки, политические деятели кажутся несколько чрезмерно представленными в СМИ.

— В «культуре боязливости», о которой вы говорите, имеется, по вашим словам, тенденция прятать политические вопросы за проблемами экономики, смягчать проблемы власти, бывших  политических противников превращать в партнеров, а также избегать важных решений. В связи с этим, какие выводы вы можете сделать о нынешнем сроке Ангелы Меркель? Смелая она или боится?

— Генри Дэвид Торо (Henry David Thoreau) сказал красивые слова: «Правительство тем лучше, чем меньше правит». Это классическая либертарианская мечта об уменьшении власти. Фрау Меркель часто обвиняют, что она откладывает проблемы в долгий ящик, чтобы потом принять решение в соответствии с предполагаемым мнением большинства. Иногда создается впечатление, что власти нет. В действительности же поступки Меркель нередко можно назвать волюнтаризмом и даже произволом. После Фукусимы она быстро отказалась от атомной энергии — вероятно, из страха перед цунами на Рейне, Неккаре и Дунае. В последний год она провозгласила «политику гостеприимства» и от всего сердца призывала всех доброжелателей проявить добрую волю к интеграции, не учитывая ни социальные ресурсы, ни культурные последствия. Можно назвать это неправильной смелостью в сочетании с «моральной» и «цивилизаторской» гордыней — и трусостью перед деспотами.

«Распадаются скорее иллюзии, а не миропорядок»

— В капиталистической экономике бизнес-риски считаются неизбежностью. Но на самом деле те, кто пошел на риск, часто не ощущают последствий в случае нанесения ущерба. Ключевые слова — to big to fail. Таким образом, «безопасное государство» само себя ведет к абсурду. С другой стороны, государство взваливает на себя такие социальные задачи, которые ему потенциально не по плечу. Есть ли выход?


— Среди государственных иллюзий есть идея о том, что политика могла бы направлять экономику, создавать рабочие места, защищать банки, регулировать рынки, контролировать валюты, предотвращать бедность и преумножать благосостояние. Смертный бог Левиафан должен управлять экономикой и обществом. Эта тоталитарная мечта порождает ложные притязания, нелепые надежды и социальную пассивность. «Рационализация» государства не в последнюю очередь подразумевает делегирование риска и ответственности. Каждый деятель экономики — генеральный директор, начальник отдела, банкир, вкладчик и наемный работник — действует в собственных интересах и на свой страх и риск. Целенаправленное промедление, сокрытие или откладывание банкротства вряд ли можно назвать решением проблемы.

— Сейчас многие перед лицом растущего числа нерешенных и, вероятно, неразрешимых политических и экономических кризисов и войн поймали себя на чувстве, что весь мир трещит по швам. Мы стали свидетелями распада прочного многолетнего миропорядка?

— Распадаются скорее иллюзии, а не миропорядок. Как и любой союз государств, ЕС — это лишь исторический эпизод. Всем известные элитарные системы время от времени сотрясали левые или правые протестные движения. Войны — это часть истории человечества. Закон меняется со сменой группировок у власти. И «мировое государство», которое должно заботиться о всеобщем примирении, — всего лишь фикция. Когда лопается мыльный пузырь ложных надежд, люди, по крайней мере, начинают основываться на фактах.

— Социолог Вольфганг Штрек (Wolfgang Streeck) утверждает, что грядет конец капитализма как социальной системы. Что вы об этом думаете?

— Капитализм уже много раз объявляли мертвым. Но он пережил все роковые пророчества, приспосабливаясь к меняющимся условиям. В первую очередь надо спросить: что такое капитализм? Социальное неравенство и рыночная экономика характерны не только для капитализма. Его центральная структура — не монетарная экономика, финансовая индустрия или монетизация всех социальных условий, а рынок труда. Концом капитализма стал бы конец рынка труда, переход от рынка наемных работников к системе государственных служащих, включающей в себя всех и каждого от младенцев до стариков. Некоторые хотели бы этого, но нет никаких признаков наличия такого процесса.

— Когда рушится государственный порядок, вероятно, возникает угроза, что и где-нибудь в Европе появится «пространство насилия», о котором пишет историк Йорг Баберовски (Jörg Baberowski) в одноименной книге?

— Подобные процессы можно было наблюдать в бывшей Югославии, на востоке Украины, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии, Центральной и Южной Америке, Западной Африке. Но не обманывайте себя! Современное централизованное государство само создало и использует самый эффективный механизм насилия, какой только можно себе представить, а именно — современную армию со всей ее разрушительной силой техники и личного состава. Массовая армия — это государственническое достижение. В любом случае, правящая элита никогда не бывает мирной, все, чего она хочет, — это сосредоточить средства насилия в своих руках. Она обещает безопасность и ненасилие и при этом подавляет всех несогласных, неверных и несоответствующих, а если надо — то и силовыми методами.

— Вы ожидаете, что и немецкое государство укрепит свои силовые методы и покажет зубы на запретной территории?

— Говоря практическим языком, если правящая верхушка заинтересована в добровольной верности своих подданных, она должна физически и символически отвоевать территории, ставшие «параллельными мирами», в которые она больше не осмеливается вступать. Это трудное и рискованное дело. В районах и населенных пунктах, где детям, женщинам, мужчинам, бездомным, гомосексуалистам, иностранцам, политическим оппозиционерам приходится бояться за свою жизнь, все равно надо будет сохранять эффективное присутствие, чтобы гарантировать минимальную защиту. Придется проникать в те области, о которых отсутствует важная государственная информация, и при этом желательно не давать никому внедриться в собственные структуры. Все это — меры общественной безопасности, порядка, покоя. Государственные репрессии начинаются там, где терпит неудачу местный общественный контроль. Все сводится к хитрой комбинации сбора данных, присутствия, убеждения, подкупа, угроз, принуждения и, в конечном счете, насилия. Когда власть не выполняет эту задачу, разочарованные подданные рано или поздно понимают, что надо брать свою безопасность в собственные руки. И это может оказаться еще хуже.

Вольфганг Софский родился в 1952 году. Преподавал социологию в университетах Гёттингена и Эрфурта. С 2001 года — независимый исследователь, автор книг и политический комментатор. В 1993 году удостоился премии имени Ганса и Софи Шолль за труд «Организация террора: концлагерь». Последняя вышедшая книга — «Принцип безопасности».