Надо срочно усиливать оборону. Маловероятно, что Трамп испытывает особо теплые чувства к Швеции.
Призыв лидера Партии Центра Анни Лёф (Annie Lööf) выделять больше средств на оборону вызвал бурную реакцию. Либералы сочли требование начиная с 2021 года увеличить военные расходы слишком мягким и запоздалым. Как и Христианские демократы, они считают, что расходы на оборону в будущем должны составлять 2% от ВВП, что означает, что оборонная отрасль получала бы на 40 миллиардов крон больше, чем сейчас. А Умеренная коалиционная партия отказывается называть конкретную цифру.
Сейчас Швеция тратит на оборону 1,1% от ВВП, и это самый низкий показатель среди всех стран Балтийского региона. Еще в 1997 году расходы составляли 2%. Анни Лёф напомнила, как бывший премьер-министр Турбьёрн Фелльдин (Thorbjörn Fälldin) из Партии Центра подчеркивал важность защиты границ, когда советское судно село на мель в Блекинге в 1981 году. В его времена на оборону тратилось 3% от ВВП.
Министр обороны Петер Хультквист (Peter Hultquist) обвиняет партии коалиции, что они просто соревнуются в том, кто потребует больше. По его мнению, вопрос следует поднять при следующем обсуждении плана развития обороны страны. Вместе с тем, консервативные партии оказывают давление на правительство, пытаясь заблокировать строительство газопровода «Северный поток-2» в Балтийском море.
Все как всегда. Внутренняя политика ведется, как и раньше, действия Партии Центра в основном трактуются как способ расширить политический спектр и как вызов Умеренной коалиционной партии.
Между тем, в США на пост президента выбрали Дональда Трампа. Трамп хорошо отзывался о российском президенте Путине, а также говорил, что Америка будет защищать только те страны, которые сами за себя платят. Швеция — не член НАТО, и она далека от натовского уровня в 2% ВВП на военные расходы.
Многие наши соседи уже решили тратить на оборону больше средств. Эксперты предостерегают, что Россия вооружается и усиливает военный потенциал, позволяющий нападать на другие страны. Недавно об этом заявил и Шведский институт оборонных исследований.
Может, все и обойдется. Недавно поступила информация о том, что России придется урезать средства, выделяемые на военные цели. Вероятно, еще есть возможность начать отношения России и Запада с чистого листа.
Но не исключено и стремительное ухудшение. Наша страна привыкла детально планировать свои действия в случае катастрофы, так что мы должны быть готовы к опасным инцидентам.
В нашем регионе всегда имелся четкий противовес России, и от него зависит шведская безопасность. Когда в 1809 и 1940 годах такого противовеса не было, Швеции приходилось несладко.
При Дональде Трампе США могут дать России больше свободы, особенно что касается действий против стран, не входящих в НАТО. Маловероятно, что Трамп испытывает особо теплые чувства к Швеции.
Его слова о государстве всеобщего благосостояния и о мусульманских мигрантах были предостережением. Швеция тратит на оборону меньше всех в Балтийском регионе.
Может быть, Трамп просто обижен на нас. Лидер Партии независимости Соединенного Королевства (бывший — прим. пер.) Найджел Фарадж (Nigel Farage) — его лучший друг в Европе. Тот самый Фарадж, которому, как запоздало решил «Гранд-отель», не следовало организовывать ужин в Стокгольме для своей фракции в ЕС, куда входят и «Шведские демократы».
Швеция рискует остаться одна. И возникает неприятный вопрос: не пора ли смягчить тон в отношениях с Россией?
Умно ли сейчас бороться с «Северным потоком», что может разозлить еще и Германию, страну, чье значение для Швеции растет, по мере того как США отдаляются, а Великобритания покидает ЕС?
Может, пора взять несколько уроков у Хельсинки, посмотреть, как страна, не имеющая поддержки извне, развивает свои связи с Россией.
Шведские политики должны перестать притворяться, что ничего не происходит. Нам предстоит отправиться в путь на ненадежном корабле.
Надо срочно укреплять оборону. Но, в любом случае, нам, вероятно, придется смягчить тон в контактах с Россией, пока перевооружение еще не идет полным ходом, а позиция США неясна. Это не шутки.