Антониу Гутерриш хорошо знаком американской политической элите, которая высоко ценит опыт и дружественный настрой Тони — так бывшего премьер-министра называют на родине дяди Сэма. Expresso взяла интервью у бывших вашингтонских чиновников и дипломатов, которые уверяют, что в период беспрецедентного кризиса международных отношений бывший португальский лидер от социалистов оказывается наиболее подготовленным человеком для того, чтобы встать у руля Организации Объединенных Наций, которой в нынешний понедельник будет приносить официальную присягу.
Брайан Этвуд (Brian Atwood) работает в сфере американской дипломатии с 1966 года. При администрации Клинтона он был заместителем госсекретаря и возглавлял USAID, агентство США по международному развитию, которое управляет годовым бюджетом в размере 35 миллиардов долларов (примерно 33 миллиарда евро).
Слишком утомительную работу в правительстве Этвуд (74 года) сменил на академическую деятельность: в течение ряда лет он руководил престижной Школой общественно-политических наук Хамфри (HSPA) в Университете штата Миннесота. Но политический червь по-прежнему не давал ему покоя.
Около шести лет назад Этвуд не устоял перед еще одним предложением Белого дома и возглавил Комитет содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В то время он и познакомился со своим другом Тони, тогдашним Верховным комиссаром Организации Объединенных Наций по делам беженцев, человеком, заработавшим себе репутацию отличного знатока служебной документации и искусного политика.
Тони — это Антониу Гутерриш, а Брайан — один из многих американских политиков, которые в серии интервью Expresso с большой похвалой отзываются о будущеми Генеральном секретаре. В этот понедельник Антониу Гутерриш будет приведен к присяге ООН, а 1 января приступит к исполнению своих обязанностей в Нью-Йорке.
«Я несколько раз встречался с ним, чтобы обсудить гуманитарные вопросы. После этого пригласил его на вручение премии Хамфри за лидерство в HSPA. Помню, во время торжественного обеда все гости были в восторге от Тони, в том числе бывший вице-президент Уолтер Мондейл, с которым он сидел за одним столом, — рассказывает Этвуд. — Гутерриш политик в истинном смысле этого слова, и это талант, который есть не у каждого дипломата, поскольку они чрезмерно опасаются политических последствий своих действий. Ему же присуще это мужество — уникальная черта. Впервые мы имеем на посту генерального секретаря ООН личность такого склада. Я настроен весьма оптимистично. Никогда еще на эту должность не претендовал человек с такой первоклассной подготовкой».
Джозеф Най (Joseph Nye) был заместителем госсекретаря США и министра обороны при президентах Джимми Картере и Билле Клинтоне соответственно, он является автором термина «мягкая сила» — понятия, которое в области международных отношений означает использование экономического и культурного влияния как альтернативы военной силе, и был одним из вдохновителей внешней политики администрации Обамы.
Названный журналом Foreign Policy одним из 100 лучших мировых мыслителей, этот профессор Гарвардского университета также не устоял перед очарованием Тони: «Гутерриш обладает необходимыми для лидера ООН компетенцией и дипломатическим тактом».
Наиболее подготовленный для того, чтобы иметь дело с «приближающейся трясиной»
Однако похвалами респонденты не ограничились, указав на пространный список стоящих перед новым главой ООН задач: начиная с сирийского конфликта и кризиса беженцев и заканчивая нестабильностью в Европейском союзе и транснациональными вопросами (такими, например, как охрана окружающей среды и права человека).
Стивен Стедман (Stephen Stedman), профессор Стэнфордского университета и бывший специальный советник Кофи Аннана (первого темнокожего властителя судеб этой международной организации), шутит по поводу метафоры «трясина», которая господствовала в португальской политике начала века: «Кто знает: тот факт, что он имел дело с португальской трясиной, приведшей к его отставке, не означает ли, что теперь он еще больше готов к болоту, которое ждет нас впереди?»
Трамп как союзник
В эксклюзивных заявлениях для Expresso, которые будут опубликованы в еженедельном субботнем издании, нынешний Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун признает, что его преемник вступит в должность «в период нестабильности и неопределенности», отмеченный «усилением экстремизма и ксенофобии».
Ему вторит Этвуд, предупреждая, что «для Гутерриша не может быть худшей новости, чем [рост национализма в Европе и США] как раз в то время, когда напряжение зашкаливает и в среде международного сообщества».
Най советует бывшему премьер-министру использовать свой политический опыт, чтобы попытаться вновь сблизить пять постоянных членов Совета Безопасности (Китай, США, Францию, Великобританию и Россию, которые единственные обладают правом вето) — центральную группу, члены которой в последнее время не могут найти общий язык, в частности по сирийской войне. «Надо срочно что-то делать для смягчения разногласий между Москвой и Вашингтоном».
В этом вопросе Стедман, Най и Этвуд сходятся на том, что избранный президент Соединенных Штатов Дональд Трамп в итоге выступит союзником Гутерриша, поскольку возобновленный им диалог с Кремлем будет способствовать решению этого ближневосточного конфликта.
«В конечном счете Трамп и Путин прямо или косвенно встанут на защиту Башара аль-Асада (президента Сирии). Не знаю, что они будут делать с сирийской оппозицией, которая не может исчезнуть в одночасье, но это будет уже следующая проблема», — предупреждает Барбара Бодин (Barbara Bodine), бывший посол США в ряде стран региона.
«Никто не знаком с ситуацией в Сирии лучше, чем Гутерриш, это результат его работы в качестве Верховного комиссара ООН по делам беженцев, — подчеркивает Этвуд. — Я не хочу сказать, что вести переговоры и достигнуть соглашения с пятью постоянными членами Совета Безопасности будет легко, но у него есть моральный авторитет и то, чего не было у Пан Ги Муна: политическое прошлое. Гутерриш стоял во главе страны и, следовательно, способен заручиться большим доверием у таких стран, как Россия или США».
Европейская проблема
Между тем будущий союз российского и американского президентов может осложнить политическую ситуацию в Европе, «где Путин прикладывает значительные усилия, чтобы покончить с Европейским союзом (ЕС), а Трамп поддерживает политические фигуры ультраправого толка, таких как Найджел Фараж и Марин Ле Пен, которые тоже с нетерпением ждут развала ЕС», — утверждает Бодин.
Стедман оценивает этот сценарий как «чрезвычайно опасный», объясняя, что до сегодняшнего дня Соединенные Штаты все время проводили «двупартийную политику в отношении Европы», поскольку это обеспечивало защиту американским интересам. «План Маршалла был не только планом предоставления помощи, но и стремлением восстановить экономический блок. Не знаю, действует ли Трамп сознательно, по правде говоря, я думаю, что он эту проблему просто не замечает».
Однако все респонденты предупреждают о риске неверного восприятия должности Госсекретаря, когда внимание уделяют исключительно дипломатическим усилиям и забывают об огромной административной работе, которую предстоит проделать Гутерришу. «Мы не должны сосредотачиваться лишь на внешней стороне должности Госсекретаря, на международных переговорах, конференциях и вместе с тем игнорировать тот факт, что неповоротливая и погрязшая в бюрократии ООН нуждается в реформировании, — напоминает Этвуд. — Способствуя улучшению системы, то есть наведя там порядок, он только укрепит свои законные позиции перед лицом пяти постоянных членов Совета Безопасности».
«Жизнь Тони коренным образом изменится»
Итак, очевидно, что в руках у Гутерриша оказывается как минимум длинный перечень задач, который, однако, никогда не будет полным без включения в него так называемых транснациональных вопросов. Джозеф Най выделяет два: окружающая среда, то есть контроль за выполнением условий Парижского соглашения, и права человека, где необходимо уделять основное внимание реализации Принципов Кигали, касающихся защиты гражданских лиц в зонах конфликтов. «Предпринимаемые международным сообществом меры по-прежнему не достаточны для того, чтобы предотвращать конфликты и зверства и обеспечивать адекватную защиту гражданского населения».
Хотя Антониу Гутерриш вступит в должность лишь через три недели, Этвуд уверен: «Жизнь Тони уже никогда не будет прежней».