Ливанский кардинал Бешар Бутрос эль-Раи, Патриарх Антиохийский и митрополит Маронитской католической церкви, является одним из наиболее приближенных к Папе Франциску священнослужителей, выступающий в качестве его влиятельного советника по ближневосточным проблемам. Подобно главе Римско-Католической Церкви, он прекрасно разбирается в вопросах региональной политики, где его слова, как правило, имеют большой вес.
В отличие от других церковных иерархов, предпочитающих более дипломатичные выражения, Бутрос эль-Раи смело вступает в дискуссию по самым острым вопросам. Он считает, что христиане должны обороняться, если на них нападают, и обвиняет западные державы в провоцировании региональных войн, в частности, войны в Сирии.
Даниэль Виттар: Вы являетесь лицом, приближенным к Папе. Как бы Вы описали его деятельность на данный момент?
Бешар Бутрос эль-Раи (Béchara Boutros Rai): Папа Франциск начал свою деятельность, основываясь на принципах скромности и простоты, пытаясь понять нужды простых людей. Проведенные им реформы связаны не собственно с управлением, а с каждодневными потребностями людей. Франциск сказал мне два ключевых слова: «Выйти» и «вместе». Он считает, что Церковь должна выйти из своего контекста, из своей атмосферы, но при этом мы должны выйти все вместе, единым фронтом. Она должна прийти в окраины, где живут люди, которые в ней нуждаются и которые далеки от Церкви. Один неверующий человек сказал мне, что Папа Франциск привлекает к себе людей тем, что идет к ним сам. Я думаю, что так оно и есть. В конце концов, то, что он делает как иезуит, это продолжение дела Иисуса Христа, искавшего путь к сердцам простых людей.
— Вмешательство Франциска в некоторые конфликты иногда приносило результаты, а иногда нет. Почему?
— Слово «понтифик» значит человек, наводящий мосты, и я думаю, что именно в этом и заключается задача Папы. Наводить мосты в мире. Франциск не склонен усложнять вещи. Чтобы встретиться с Патриархом Московским и Всея Руси, он не предложил ему приехать в Рим. Он знал, что Патриарх Московский находился на Кубе, сел на самолет и отправился на Кубу, чтобы встретиться с ним. Это его стиль. Я с большой любовью отношусь к Папе, и меня не удивило, что он так поступил. А сейчас меня очень радует то, что он наводит мосты с Венесуэлой. Папа строит мосты, объединяет людей, и ему удастся многих примирить.
— Однако в некоторых случаях, например, в арабо-израильском конфликте, ему не удалось добиться успеха.
— Его очень трудно урегулировать, потому что он уже давно из локального превратился в международный конфликт. Хотя бы потому, что в него вмешиваются США. Хотя это и очень сложная проблема, у нее есть очень простое решение, поскольку ООН приняла две резолюции по этому поводу. Одна, от 1984 года, гласит, что все палестинские беженцы должны вернуться в Палестину. Вторая резолюция предусматривает создание Палестинского государства наряду с Израилем. Стали предприниматься усилия для того, чтобы решить эту проблему, но вся сложность заключается в том, что в ООН нет места для палестинского представителя. Еще одна сложность состоит в том, что у Палестины нет президента.
— Почему так сложно создать Палестинское государство?
— Ближний Восток является одним из самых взрывоопасных. Почему это происходит?
— Через Clarín я выскажу обвинение западному миру. Своей политикой страны Запада вызвали войны на Ближнем Востоке. Они предоставляли денежную помощь, способствовали продолжению войн в этом районе земного шара. Таким способом им удалось добиться того, что мы утратили все наши достижения как христиане. В результате сложившейся ситуации власть христиан ослабла. Западные державы уверяют, что хотят покончить с угнетателями, тиранами, но в действительности разрушают все хорошее, что было сделано. Начиная с войны в Ираке, не имевшей никакого оправдания. Иоанн Павел II неоднократно призывал положить конец этой войне, но мировое сообщество заявило, что ее нужно продолжать. В результате была разрушена страна, посеяна рознь между шиитами и суннитами, а количество христиан, мирно проживавших в Ираке, сократилось на полтора миллиона человек.
— Но сейчас воюют между собой и региональные державы.
— Действительно, в Сирии, Ираке и Йемене идет война между Саудовской Аравией и Ираном, однако в действительности это является результатом альянсов стран, стоящих за Саудовской Аравией и Ираном и поддерживающих каждую из сторон конфликта.
— Вы считаете, что «Исламское государство» возникло вследствие политики западных держав?
— Разумеется. Державы обвиняют друг друга в создании «Исламского государства» (организация запрещена в РФ — прим.ред.). Прискорбно то, что страны, создавшие ИГ, раздули очень большой пожар, а теперь обвиняют друг друга в создавшейся ситуации. Я расскажу вам анекдот, услышанный мною от дипломатов Ватикана: кардинал Дамаска однажды сказал, что если он сейчас умрет и вознамерится отправиться на небо, то не сможет, поскольку не знает дороги, а все небесные силы бьются в сирийском небе.
— Христиане в наибольшей степени пострадали от войн в регионе, не правда ли?
— Христиане, как и представители других религий, страдают от войн на Ближнем Востоке. Никто не может жить под бомбами и обстрелами. Христиане живут на Ближнем Востоке вот уже 2 тысячи лет, а с мусульманами сосуществуют на протяжении 1 тысячи 400 лет. Мусульмане создали ислам благодаря связям с христианами. Как и все остальные религии, мы, христиане, мы страдаем от последствий этой войны. 11 миллионов сирийцев, бежавшие из своей страны, в основном мусульмане, но от войны страдают и христиане. Запад не оказывает помощи христианам в этом районе мира. Сейчас западные державы не могут умыть руки и посетовать на то, что христиан преследуют на Ближнем Востоке, поскольку они сами это спровоцировали, стремясь извлечь тут выгоду от добычи газа и нефти. И еще: христиане нужны Ближнему Востоку ради поддержания безопасности, поскольку именно они умеют соблюдать демократию и сосуществовать с мусульманами.
— Религия и политика очень тесно взаимосвязаны в этой части земного шара. Почему так происходит?
— Но это заставляет граждан отождествлять себя с одной из религий
— Парламент не вмешивается в вопросы личного характера, каждая община может принимать решение самостоятельно. Именно поэтом парламент не принимает решений по таким вопросам как аборт, эвтаназия и однополые браки, оставляя это на усмотрение каждой религиозной общины. Ни один ливанец не может быть вне религии, поскольку жизнь в этой стране регулируется в соответствии с законами каждой религиозной общины. Хотя можно и не соблюдать обряды той или иной религии, но быть причисленным к какой-то из них нужно, чтобы соблюдать соответствующие законы. На Западе могут сказать, что положение о том, что каждый гражданин должен быть причислен к какой-либо религии, нарушает его права и свободы. Но следует помнить, что мы находимся в исламском регионе, а каждый регион руководствуется своими собственными правилами. Так происходит и в Ливане.
— Некоторые слои общества используют религию в качестве оружия, в качестве оправдания нападения на других.
— Я против этого, Католическая церковь выступает против использования религии для развязывания войны. Да, возможно ведение боевых действий ради защиты христианства, но война никогда не может быть начата во имя христианства. Во время гражданской войны мы вынуждены были защищаться как христиане, чтобы и дальше жить в этой стране.
Примечание: интервью было записано благодаря содействию Фонда Нинавы Дахер.