Россия, террористическая угроза ИГИЛ (организация запрещена в России — прим. ред.) и заметно усилившаяся опасность кибератак стали темами ежегодной «Оценки рисков» Военной службы разведки (FE).
В новом докладе о деятельности военной разведки упоминаются также и другие опасности на всем пространстве от Ближнего Востока до Арктики. Но, вероятно, самый большой и — во всяком случае — самый ненадежный и загадочный игрок международной политики безопасности 2016 года не упоминается ни единым словом.
Внимательный читатель тщательно составленных 55 страниц не найдет там упоминания Дональда Трампа (Donald Trump) или хотя бы одной строчки об американских президентских выборах, имеющих значение для Дании и датских интересов за рубежом.
«Я не могу ответить на вопросы, относящиеся к союзнику», — было сказано в объяснении руководителя военной разведки Ларса Финдсена (Lars Findsen) во время представления доклада во вторник, когда речь зашла о значении Дональда Трампа как руководителя единственной в мире сверхдержавы и главнокомандующего самой сильной военной машины в мире.
При более тщательном ознакомлении все-таки можно найти непрямое упоминание о Трампе на странице 11. Там было специально выделено значение воли НАТО твердо следовать клятве мушкетеров, сформулированной в статье 5 Атлантического договора (все страны НАТО обязаны придти на помощь той стране НАТО, которая подверглась нападению). Этот принцип упоминается в «Оценке рисков военной разведки» впервые в истории датской военной разведки.
Знак вопроса, который Дональд Трамп поставил при упоминании этого базового положения НАТО во время предвыборной кампании, потряс весь альянс и бросил вызов традиционным идеям безопасности.
Но открытость военной разведки заканчивается, когда речь заходит о значении Трампа для безопасности Дании. Тем не менее, упоминание «клятвы мушкетеров» с такими словами, как «сильный и достойный доверия», является, видимо, выражением того, что тема «Трамп» значит очень много для аналитиков секретной службы.
«Глобальное развитие внешней политики и политики безопасности — очень сложный процесс, и мы не рассчитываем, что он будет проще в следующем году», — объяснил Ларс Финдсен. Он выделил также большую скорость происходящих изменений как особый вызов.
«Мы участвуем в гонке, чтобы не отставать от развития», — заявил Финдсен.
Балтийское море как зона интересов
Роль России — это хороший пример скорости, с которой меняется картина рисков. В докладе говорится о регионе Балтийского моря как большой «области трений», где увеличение военной активности России и модернизация ее вооруженных сил означает, что она в настоящее время реально превосходит региональные военные силы НАТО, а также Швеции и Финляндии.
Калининградский анклав сегодня вооружен до зубов самыми современными ракетными системами. Это означает, что в критической ситуации возможность крупных сил НАТО на воде, суше и в воздухе быстро придти на помощь прибалтийским странам НАТО весьма мала.
Россия из страны, играющей «естественную» роль значительной региональной державы, снова быстро развивается в страну, которая стремится играть более универсальную роль как сверхдержава. Поддержка Асаду в Сирии — наилучший пример этого, считает датская военная разведка.
Целью Москвы является создание мощной конвенциональной военной силы на западе России, чтобы сдерживать НАТО и не дать этой организации совершить нападение.
В докладе ничего не говорится о том, что Россия пытается развязать военный конфликт с Западом. Конвенциональное соотношение всех сил находится по-прежнему в пользу НАТО — соотношение оборонных бюджетов один к десяти. Но Россия предпринимает шаги, чтобы сократить часть технологического отставания.
Тем не менее, развитие событий может пойти неправильно. Разведка подчеркивает постоянное недоверие Москвы и усиленное желание военных рисковать в качестве особого вызова Дании и Западу.
Это недоверие и желание рисковать ведет также к тому, что ошибка и недоразумение могут превратиться с жесткую военную конфронтацию, которая подтолкнет мир к открытому конфликту.
Экономические санкции, низкие цены на энергетические продукты и неподвижная экономическая среда без перспектив реформ тоже не могут сдержать Россию. «Российское общество столкнулось с большими вызовами, но оно хочет и может делать упор, в первую очередь, на свои вооруженные силы, а не на расходы на социальные и другие общественные нужды», — сообщает датская военная разведка.