Падение восточного Алеппо затмила другая новость. Две недели назад «Исламское государство» (запрещенное в России — прим. ред.) заняло Пальмиру с ее античными памятниками. А ведь этот город сирийская армия при значительной поддержке россиян сумела отвоевать в мае.
Тогда устроили большое торжество, приезжал даже известный Мариинский симфонический оркестр, который под управлением известного на весь мир дирижера Валерия Гергиева выступил в античном амфитеатре. Там еще несколько недель назад головорезы «Исламского государства» казнили пленных.
Сдача Пальмиры была менее помпезной. Несколько тысяч боевиков вдруг появились на окраине города, и за три дня решился исход дела. Сирийской армии только удалось, приложив все силы, остановить наступление «Исламского государства», которое угрожало другим городам. В боях погиб как минимум один российский офицер, а несколько было ранено. Боевикам «Исламского государства» также удалось захватить тяжелую российскую военную технику, в основном бронетранспортеры.
Россия в замкнутом круге?
Впоследствии в российских СМИ говорили, что сирийская армия очень слаба и, за исключением нескольких элитных подразделений, не отличается дисциплиной, да и ее моральный дух далек от идеала.
Получается, что благодаря иранским подразделениям и отрядам ливанской «Хезболлы» сирийская армия может проводить такие крупные военные операции, как в Алеппо, однако для этого ей приходится сосредотачивать в одном месте большую часть своих боеспособных частей. И сил на то, чтобы защищать прежде отвоеванные регионы, уже не остается.
Это ставит перед Россией и Ираном неприятную дилемму. Первый вариант: они еще активнее включатся в бои. Россия уже направила в сирийскую армию несколько сотен офицеров в качестве инструкторов. Кроме того, в Сирии воюет около тысячи наемников из так называемой «Группы Вагнера» — частной военной компании вроде американской Blackwater. Отправка подкрепления означала бы полноценную наземную операцию, чего до сих пор Россия, памятуя об Афганистане, делать не хотела.
Второй вариант: Москва убеждает своего сирийского союзника в том, что пришло время остановить продвижение и начать переговоры с представителями сирийской оппозиции, а также их спонсорами, то есть с Турцией, Ираном, Саудовской Аравией и другими странами Залива.
Последний вариант — не делать ничего. Однако это может привести к тому, что Россия попадет в замкнутый круг. Ей придется все время помогать режиму Башара Асада снова и снова отвоевывать с трудом занятые и с легкостью оставленные территории. Однако опыт соседнего Ирака должен предостеречь Москву от такого варианта