Последние новости: В ответ на голосование в Совете Безопасности ООН, который единогласно осудил строительство израильских поселений на Западном берегу, в том числе, строительство в еврейском квартале Иерусалима, и суверенный доступ Израиля к Западной стене, назвав его незаконным, канцелярия израильского премьер-министра опубликовала следующее заявление, в котором резко осуждается резолюция и администрация Обамы, нарушившая многолетнюю традицию и воздержавшаяся при голосовании, благодаря чему и была принята эта резолюция:
«Израиль отвергает эту позорную антиизраильскую резолюцию в ООН и не будет соблюдать ее условия. Совет Безопасности ничего не делает для прекращения бойни в Сирии, где погибло полмиллиона человек, и в то же время, он бесчестным образом сговаривается против единственной истинной демократии на Ближнем Востоке Израиля, называя Западную стену „оккупированной территорией“. Администрация президента Барака Обамы не только не защитила Израиль от этого несправедливого нападения в ООН, но и вступила в закулисный сговор с его зачинщиками. Израиль ожидает совместной работы с вновь избранным президентом Трампом и нашими друзьями в Конгрессе, как республиканцами, так и демократами, чтобы свести на нет ущерб от этой абсурдной резолюции».
Сегодня вечером ряд непостоянных членов СБ ООН представят проект резолюции, в котором все поселения объявляются незаконными по нормам международного права, и выдвигается требование прекратить строительство в восточном Иерусалиме, на Западном берегу и на других территориях, захваченных во время войны на Ближнем Востоке в 1967 году. Безусловно, в столь несбалансированной резолюции ООН нет ничего нового. Но согласно имеющейся информации, на сей раз администрация Обамы не станет применять вето и воздержится при голосовании, отказавшись от многолетней традиции государственного руководства США, которое защищало своего стратегического союзника на Ближнем Востоке от правовых последствий ооновских заявлений.
Автором резолюции является Египет, который положил этот проект под сукно после того, как правительство Нетаньяху связалось с переходной командой избранного президента Трампа, и та надавила на Каир, заставив его отказаться от проекта. Венесуэла, Малайзия, Сенегал и Новая Зеландия говорят, что если Египет не станет настаивать на принятии резолюции, это сделают они. Данной резолюцией будет на постоянной основе подтверждено, что по нормам международного права Западная стена является «оккупированной палестинской территорией, и что строительство еврейских домов в еврейском квартале противозаконно. Один видный представитель произраильского лобби в Вашингтоне назвал данную резолюцию «ядерной бомбой».
Администрация Обамы уже проинформировала дружественные средства массовой информации, что отказ наложить вето на резолюцию — не проявление враждебности по отношению к еврейскому государству. Скорее, это жестокость из лучших побуждений по отношению к Израилю, которому не хватает силы воли и дальновидности, чтобы воспользоваться возможностью для заключения мира.
Израилю это видится иначе. Один высокопоставленный израильский руководитель рассказал Tablet: «За этим постыдным шагом против Израиля в ООН стоят президент Обама и госсекретарь Керри. Администрация США за спиной у Израиля тайно сговорилась с палестинцами об этой экстремистской антиизраильской резолюции, которая будет способствовать террору и бойкотам, а Западную стену по сути дела превратит в оккупированную палестинскую территорию. Президент Обама запросто мог объявить о своей готовности наложить вето на эту резолюцию, однако он вместо этого продвигает ее. США бросили Израиль, отказавшись от своей многолетней политики по защите еврейского государства в ООН, и подорвали перспективы сотрудничества с новой администрацией по продвижению мира».
В определенном смысле голосование в ООН — идеальное завершение президентства Обамы. Человек, который в самом начале своего срока пообещал отдалить США от Израиля, сдержал свое слово, порвав с многолетней политической традицией Вашингтона. Вопреки установившейся практике, которая строго запрещает уходящему президенту предпринимать какие-то действия, он связал руки Белому дому нового состава, который открыто заявил о своих произраильских позициях.
Нет сомнений, что многие критики американо-израильских отношений встанут на защиту действий администрации и будут их поддерживать, хотя последствия от такой резолюции просто отвратительны. А если она узаконит в нормах международного права положение о том, что евреи не могут строить дома и иметь суверенный доступ к своим иерусалимским святыням, хотя Иерусалим является столицей еврейского народа более 3 000 лет? Как сказал Керри, Израиль слишком богат, и мир с палестинцами ему ни к чему. Может быть, определенные трудности и невзгоды приведут еврейское государство в чувство — ведь в конце концов, оно за последние два десятилетия в любой момент могло заключить справедливый и честный мир с палестинским руководством, если бы захотело. Заявления об обратном, с которыми выступали президенты Билл Клинтон и Джордж Буш, а также левые израильские политики типа бывшего премьера Эхуда Барака и покойного Шимона Переса, это просто пропаганда произраильского лобби, чьи крылья президент, слава Богу, подрезал.
Но решение администрации Обамы воздержаться при голосовании связано не только с Израилем и с двусторонними отношениями с важнейшим партнером из ключевого региона. Это также вопрос престижа США и их власти, которая лежит в основе международных организаций, таких как ООН. Задумайтесь над тем, как администрация Обамы использовала ООН в последние годы: для легализации ядерной программы Ирана, являющегося государственным спонсором терроризма, для введения правового запрета на строительство домов евреями на их исторической родине. В ООН Белый дом вступает в партнерство с социалистическими клептократиями типа Венесуэлы, чтобы наказывать союзников, таких как Израиль. И в этом американское нравственное лидерство? Для Шона Пенна, может быть.
Возможно, Израиль решит не обращать особого внимания на действия уходящего президента в организации, которая давно уже знаменита своей антипатией к еврейскому государству. Но говорят, что за закрытыми дверями израильские руководители очень сильно нервничают, чувствуя порывы свежего ветра, которым президент Обама наполнил паруса движения BDS (бойкот, изоляция, санкции), особенно в Европе.
А еще запаниковали члены конгресса из Демократической партии, чьим переизбранием в 2018 году их лидер вполне мог только что пожертвовать. Сенатор-демократ и авторитетный претендент на президентский пост Шеррод Браун (Sherrod Brown) из Огайо, который должен переизбираться в 2018 году в том самом штате, где Трамп победил с 9-процентным перевесом, в пятницу наглядно продемонстрировал свою обеспокоенность, выступив с критикой по поводу решения США воздержаться при голосовании. В частности, в этом заявлении говорится: «Этой осенью я присоединился к коллегам из сената, чтобы призвать администрацию и дальше придерживаться своей позиции против односторонних резолюций в СБ ООН в отношении Израиля. Прочный мир может стать только результатом переговоров между израильтянами и палестинцами, и он не может быть навязан мировым сообществом».
Пока непонятно, достаточно ли будет таких заявлений, чтобы еврейские избиратели и прочие произраильские демократы в этом штате в 2018 году поддержали Брауна. Но понятно, что состояние Демократической партии, которая за время президентства Обамы потеряла более тысячи работников государственного аппарата, это вряд ли первый пункт в повестке президента. Ему крайне важно ликвидировать систему альянсов, которая обеспечивала безопасность Америке и остальному миру, и создать новую систему в соответствии со своими замыслами, в которой США вступают в партнерство с Ираном и безучастно наблюдают за массовым уничтожением 500 тысяч сирийцев, а также за Россией и Китаем, которые проводят кибератаки против ключевых американских институтов, не опасаясь возмездия и репрессий. Ведь возмездие и репрессии президент приберегает для друзей Америки.
Ли Смит — старший редактор Weekly Standard, старший научный сотрудник Хадсоновского института (Hudson Institute). Он автор вышедшей недавно книги The Consequences of Syria (Последствия Сирии).