2016-ый был сложным годом для внешней политики Армении, как с точки зрения эффективного маневрирования между противоречиями силовых центров (Запада и России — прим. ред.), так а продвижения собственных интересов в международной повестке.
Излишне говорить об армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношениях, учитывая, мягко говоря, враждебную политику Баку и Анкары по отношению к Армении. Агрессия Азербайджана в отношении Нагорно-Карабахской Республики и оказанная в этом процессе Азербайджану поддержка со стороны Турции доказали, что вряд ли стоит ждать нормализации отношений в ближайшем будущем.
С двумя другими соседями — Ираном и Грузией — Армения на протяжении всего года была в активном взаимодействии, предпринимая шаги как по развитию двухсторонних отношений, так и по воплощению в жизнь многосторонних проектов.
Отношения Армении и Грузии в регионе, в связи с имеющимися обстоятельствами, всегда были в центре внимания властей. В этом году также было приложено немало усилий по развитию отношений Армении с северным соседом — Грузией. Об этом свидетельствуют более двадцати визитов премьер— министров, министров иностранных дел, министров обороны и других высокопоставленных лиц.
Характерно, что армяно-грузинские взаимоотношения развиваются, как в двухстороннем, так и в многосторонних форматах, число которых в 2016 году достаточно возросло. Официальный Ереван в отношениях с Тбилиси руководствуется принципом, который еще два года назад был заявлен президентом Армении Сержем Саргсяном — «разные интеграционные векторы должны не вредить армяно-грузинским отношениям, а наоборот, создавать новые возможности для развития и углубления этих отношений».
С точки зрения двухсторонних отношений, характерно также открытие в ноябре этого года нового здания пограничного пропускного пункта Баграташена.
Что касается отношений Армении и Ирана, то с уверенностью можно утверждать, что год был удачным и был достигнут значительный прогресс в развитии двухсторонних отношений.
Положительным фактором было подписание декларации об упразднении визового режима между Арменией и Ираном, что дает возможность гражданам двух стран на протяжении 90 дней находится на территории другой страны без получения визы. Одним из важный событий с точки зрения развития двухсторонних торгово— экономических отношении было проведение в октябре в Тегеране выставки «Экспо Армения — 2016», которая послужила хорошей площадкой для развития и налаживания связей между бизнес структурами Армении и Ирана.
Эффективным было также заседание армяно-иранского межправительственного комитета, состоявшегося в начале декабря в Тегеране, в рамках которого было принято решение сформировать четыре подкомитета по конкретным направлениям сотрудничества.
Самым важным событием года в контексте развития армяно-иранских отношений был официальный визит президента Ирана Хасана Роухани в Армению. Во время встречи двух президентов был обсужден ряд вопросов, из которых можно выделить увеличение объемов экспорта газа, возможности транзита газа из Туркменистана по территории Ирана, строительство третьей линии электропередач Армения — Иран, перспективы воплощения в жизнь транспортного коридора Персидский залив — Черное море, формирование зоны свободной торговли в приграничном селе Агарак Сюникского района. Также был достигнут ряд договоренностей.
По приглашению президента Ирана, в 2017 году Иран посетит также президент Армении Серж Саргсян, что наверняка послужит новым импульсом для развития армяно-иранских отношений.
Кроме армяно-грузинских и армяно-иранских двухсторонних отношений, Ереван, Тбилиси и Тегеран эффективно сотрудничают и в рамках многосторонних региональных проектов, и в плане таких проектов 2016 год был продуктивным.
Одним из примером эффективного многостороннего сотрудничества являются стартовавшие проекты в сферах энергетики и транспорта. В апреле 2016 года в Ереване министры энергетики Армении, России, Ирана и Грузии подписали дорожную карту формирования электроэнергетического коридора Север— Юг и Меморандум взаимопонимания. Проект электроэнергетического коридора — многообещающий проект, и объединение энергетических систем четырех стран даст возможность обмениваться электроэнергией мощностью до 1200 МегаВатт.
В течение этого года перешел на уровень практических обсуждений также вопрос поставки Грузии иранского газа, а в качество возможных стран— транзитеров рассматривались Армения и Азербайджан.
В течение 2016 года Армения, Грузия и Иран сотрудничали также в направлении реализации проекта по формированию коридора из Черного моря в Персидских залив. В частности, был разработан и эффективно прошел испытания проект мультимодальных транспортных перевозок. В ноябре проект был испробован, два контейнера из Европы по водному пути достигли порта Поти в Грузии, а затем по железной дороге станции Ерасх в Армении, после чего по автодорожному транспорту до Ирана.
Учитывая скорость перевозки и то обстоятельство, что такой метод транзита обошелся на 1-2 процента дешевле, чем такие же перевозки по территории Турции, этот проект имеет большие шансы воплощения в жизнь. Тем более, власти и Армении, и Ирана, и Грузии проявляют большую заинтересованность в связи с проектом сухопутного коридора Черное море — Персидский залив.
Характерно также, что эти две дружественные по отношению к Армении страны придерживались сбалансированной и нейтральной позиции во время четырехдневной апрельской войны. Они не только выступили с призывами о мире, но и с предложением посредничества, в отличии от Турции, которая в этт дни была практически единственной страной, которая своими заявлениями поощряла кровопролитие.
Подводя итоги региональной политики Армении в 2016 году, однозначно можем сказать, что хотя год был сложным с точки зрения угроз, тем не менее Армении удалось еще больше углубить сотрудничество с Ираном и Грузией, достичь прогресса в реализации ряда важных и перспективных проектов, которые могут обеспечить прорыв изоляции, которую Турция и Азербайджан применяют по отношению к Армении.
Нарек Минасян, эксперт Аналитического центр прикладной политики и исследований «Взгляд».