В минувшие выходные в Лос-Анджелесе состоялась 74-я ежегодная церемония присуждения кинопремии «Золотой глобус», учрежденной сообществом журналистов иностранных изданий, аккредитованных при Голливуде. Кульминацией вечера стало выступление кинозвезды Мэрил Стрип, в котором она обрушилась с критикой на избранного президента Дональда Трампа — как на живое воплощение ценностей, противных современному цивилизованному сознанию.
Республиканцы и Голливуд конфликтуют не впервые. Однако такие предшественники Трампа, как Рональд Рейган и младший и старший Буши, сносили критику со стороны киноэстеблишмента молча, не рассчитывая на жаркую поддержку народных масс. Трамп же не остался в долгу у Мэрил Стрип и в свойственной ему манере ответил через «Твиттер», что считает ее посредственной актрисой с раздутой репутацией, а также "приверженкой Хиллари Клинтон" и Демократической партии.
«Двумя месяцами ранее я чуть было не лишилась рассудка, поэтому буду читать по бумажке», — так начала свое выступление на вручении «Золотого глобуса» Мэрил Стрип, намекая на то, как потрясло ее избрание Дональда Трампа президентом США. Актриса поблагодарила корпус иностранных журналистов в Голливуде, сказав, что они воплощают «все самое ненавидимое в Америке сегодня: Голливуд, иностранцев, прессу». Затем Мэрил Стрип продолжила размышления об иностранцах и кинематографе:
— Эми Адамс родилась в Италии; Натали Портман — в Иерусалиме; изумительная Рут Негга — в Ирландии, нет в Эфиопии, и номинирована за исполнение роли девушки-провинциалки из штата Виргиния. Райан Гослинг, как и все милейшие люди на Земле, — канадец. Дев Патель родился в Кении, вырос в Лондоне и играет в своем последнем фильме индийца с Тасмании. Где их свидетельства о рождении?— воскликнула актриса, прозрачно намекая на то, как противники Обамы требовали от него представить оригинал метрики, доказывающей, что он родился в США и потому вправе быть президентом. — Голливуд — это пристанище чужаков, приезжих, как из других концов Америки, так и из-за границы. Если вы нас выгоните, то в стране ничего не останется, кроме американского футбола и боевых искусств, которые по правде и искусствами никакими не являются. Единственное призвание актера —войти в образ людей, отличных от нас с вами, и позволить нам почувствовать то, что переживают они.
Согласно опросам общественного мнения, одной из самых обсуждаемых и болезненных для американского общества выходок Трампа стала его словесная дуэль с корреспондентом New York Times Cержем Ковалевским, страдающим артрогрипозом — врожденным заболеванием скелетно-мышечной системы. В ноябре 2015-го года, после терактов в Париже, Трамп, сославшись на статью Ковалевского пятнадцатилетней давности, заявил, что арабы, живущие под Нью-Йорком, сбивались в кучки и танцевали после терактов, разрушивших башни-близнецы Всемирного торгового центра. Журналист ответил, что Трамп его неверно процитировал. «Ковалевский — лжец, выполняющий заказ своих патронов, которые меня ненавидят», — провозгласил Трамп, подкрепив обвинение жестами, похожими на судороги больных артрогрипозом. В последствие тогда еще только кандидат в президенты оправдывался, что вовсе не хотел обидеть инвалида, а хотел только пристыдить его. Пересказывая этот эпизод на вручении «Золотого глобуса» Мэрил Стрип плакала, как плакали и несколько актрис в зале.
— Это был момент, когда человек, который боролся за то, чтобы возглавлять страну, пародировал репортера с инвалидностью, которого он превосходит в привилегиях, власти и способности дать отпор. Это разбило мне сердце и до сих пор не дает мне покоя, потому что это было вовсе не кино. Это была реальная жизнь. Неуважение порождает неуважение, насилие провоцирует насилие. Когда сильные мира сего используют свое положение, чтобы унижать других, мы все проигрываем. Нам нужна такая пресса, чтобы она была способна призвать власть к ответу, вызвать ее на ковер за все подобные проступки", — заявила Стрип.
О премии «Золотой глобус», выступлении Мэрил Стрип и о том, как голливудский истеблишмент стал преимущественно демократическим, в интервью Радио Свобода рассуждает обозреватель еженедельника Weekly Standard Филип Терзиан:
— Премия «Золотой глобус» родилась более 70 лет назад. Поначалу ее никто серьезно не воспринимал, и звезды сколь-либо заметной величины на церемонии не появлялись. То, что к «Золотому глобусу» сейчас отношение весьма уважительное, результат успешной пиар-работы учредителей и их последователей, которые превратили шуточный голливудский междусобойчик в церемонию, транслируемую центральным телевидением в прайм-тайм. До сих пор никто толком не понимает, что такое Ассоциация иностранных журналистов при Голливуде, учредившая эту премию. Я несколько лет работал в газете Los Angeles Times, жил неподалеку от Голливуда и ни разу не сталкивался с такой сущностью как Hollywood Foreign Press Association. В 80-ые годы награду «Золотой глобус» студия могла элементарно купить актеру, если ему хотелось повесить еще одну регалию на стену. В последние лет 10-15 «Золотой глобус» наряду с премиями Гильдии кинорежиссеров приобрел дополнительный, с позволения сказать, вес, как своего рода трамплин к Оскарам. Но и Оскары, что греха таить, отражают не качество фильмов, а их кассовые показатели. Да и многосложные внутриголливудские интриги.
— Мэрил Стрип вручали премию за заслуги перед киноискусством, которая носит имя Сесила Демилля.
— Сесил Демилль, выдающийся деятель ранней эпохи Голливуда, был человеком весьма консервативных взглядов, рьяным республиканцем и антикоммунистом. Нисколько не удивлюсь, если окажется, что лишь крошечная горстка леволиберальных знаменитостей, собравшихся на церемонии, знала какие-либо подробности его биографии. Я бы сказал, что примерно до середины 60-ых годов прошлого века Голливуд был политически скорее правым, чем левым. Сегодня он сугубо однопартийный и левый. Если в эпоху маккартизма дискриминации подвергались люди с прокоммунистическими настроениями, то в настоящее время для карьеры начинающего актера, сценариста или режиссера совершенно губительно, если вскроется, что он симпатизирует республиканцам. Клинт Иствуд не в счет — его путь в кино на исходе. Мало того, Голливуд за последние полвека, в целом, изрядно политизировался: я не могу себе представить, чтобы Барбара Стэнвик или Говард Хоукс, получая награду, в своей благодарственной речи сказали: «Большое спасибо, да и, кстати, Дуайт Эйзенхауэр — полное фуфло и ничтожество». Им в голову такое не могло придти.
— Что вы скажете о самой речи Мэрил Стрип?
— Не вижу в ее речи никакого смысла, кроме саморекламы и самолюбования. Голливудские звезды так высоко себя ставят, что стоит кому-нибудь высказать хоть малейшее несогласие с их взглядами, как его тут же запишут в человеконенавистники. Неужели многократно награждавшаяся, титулованная, сказочно богатая и почитаемая в Голливуде Мэрил Стрип опасается, что ей или ее коллегам угрожает чем-либо президент-республиканец? Если бы она действительно боялась Трампа, то вряд ли бы стала с высокой трибуны дерзко с ним полемизировать. Стрип находилась в полной безопасности, физической и психологической. Ее окружали единомышленники, и она прекрасно знала, что никто, кроме, может быть, Мела Гибсона, слова ей поперек не скажет. Левые убеждены, что консерваторы не знают жизнь за пределами своего маленького мирка, что они ничего достойного не читали и ничего на свете не видели. Им якобы невдомек, что Америка — страна иммигрантов, среди которых, между прочим, две жены избранного президента. Иначе как объяснить совершенно несуразное предположение Стрип, будто Трамп намеревается изгнать из Штатов всех иностранцев? Высокомерия ей не занимать. Актом подлинного, не мнимого, мужества на вручении премии «Золотой глобус» было бы не хулить Трампа, а сказать о республиканцах что-нибудь лестное.
— Вы сказали, что лет 50-60 назад идеологическая ориентация Голливуда поменялась на 180 градусов. Что произошло?
— Тектонический сдвиг в классовом базисе двух ведущих политических партий. Прежде Демократическая партия опиралась на малоимущих пролетариев, городских и сельских, и на мелких буржуа мегаполисов. Костяк республиканцев состоял из предпринимателей, банкиров и интеллектуальной университетской элиты. На сегодня все действительно перевернулось ровно на 180 градусов. Люди из мира кино и театра в Лос-Анджелесе или Нью-Йорке, придерживающиеся в обыденной жизни либеральных установок, просто-напросто чувствуют себя психологически комфортнее среди просвещенных, космополитичных демократов, и начинают невольно увязывать культурные ценности с партийной принадлежностью. Аналогичный раскол произошел и в других группах населения.