В пятницу, 20 января, Дональд Трамп официально вступил в полномочия президента США. Он уже успел подписать указы о формировании новой администрации и о реформировании программы здравоохранения своего предшественника Барака Обамы. Какой курс выберет Америка с новым главой Белого дома и к чему готовиться Эстонии в изменившихся внешнеполитических реалиях.
Причины прихода к власти Дональда Трампа лежат на поверхности. В результате глобализации жители США лишались работы, целые регионы стали депрессивными, говорит политолог и редактор портала rus.err.ee Андрей Крашевский. В результате политика, проводимая прежней администрацией, бумерангом ударила по самим американцам. И серьезных перемен внутри страны было не избежать.
«Трамп выступил как протестный кандидат, как представитель людей, проигравших от глобализации. И ему удалось вопреки всем ожиданиям одержать победу на выборах. Поэтому надежды на то, что ничего радикально в Америке не изменится, нужно оставить. Трамп предпримет серьезные попытки поменять ситуацию», — считает Крашевский.
«Трамп — человек в себе. Человек несистемный, он сам это признает. Это человек, у которого в голове сформировалось определенное мировоззрение. Безусловно, мировоззрение это основывается на том, что приоритетом являются интересы, а не некоторые вымышленные ценности. У Трампа превалируют интересы национальные. Не некие интересы всеобщего блага (как мы видели в последние годы, это плохо работает), а интересы США. Во внешнеэкономической сфере — это безусловно отказ от экономического либерализма, отказ от продолжения политики глобализации», — отмечает политолог, преподаватель Евроакадемии Леонид Карабешкин.
При этом политологи призывают особое внимание обратить на способы, с помощью которых новый президент США, 70-летний бизнесмен-миллиардер, будет добиваться задуманного.
«Трамп обозначил общие цели, к которым будет стремиться. Но совершенно отказывается излагать концепцию. Он считает, что это очень важно для переговоров, это ставит Америку в более выигрышную ситуацию. Я думаю, это следствие того, что он — бизнесмен и привносит методы ведение переговоров в бизнесе в политику. Он пытается своими резкими замечаниями, заявлениями посеять неуверенность в партнеров по переговорам и таким образом поставить себя изначально в более сильное положение», — поясняет Крашевский.
Карабешкин: эстонским политикам нужно воздерживаться от выпадов в сторону администрации США
Отказ от идеологической миссии США, от защиты демократических ценностей в пользу национальных интересов — такие очертания приобретает внешнеполитический вектор новой администрации.
«Мы делали другие государства богатыми и сильными, но вера в нашу страну таяла. Мы обогащали промышленность других стран за счет американской индустрии. Мы вкладывали средства в армии других стран, отказывая нашим войскам. Мы защищали границы других стран, но при этом не следили за своими», — говорит президент США Дональд Трамп.
Ветер перемен подул из Вашингтона, все больше сигналов поступает о новых веяниях в политике США. А это значит, что и для эстонских политических деятелей этот год Петуха простым не будет. Придется, что называется, держать нос по ветру.
«Эстонским политикам в любом случае необходимо максимально воздерживаться от каких-то выпадов или рекомендаций в сторону американской администрации. Потому что очевидно, что подобные рекомендации с нашей стороны слушать в Вашингтоне никто не будет. Один из аспектов, который может повлиять на Эстонию, — это возможный новый подход США к функционированию НАТО», — отмечает Карабешкин.
Михкельсон: Эстонии нет смысла о чем-то тревожиться
«Я думаю, нашим политикам и дипломатам придется намного больше работать, чтобы объяснять, рассказывать, говорить о наших интересах. Если раньше нам было многое понятно, и мы исходили из того, что нас прекрасно понимают, то теперь надо будет объяснять, объяснять и еще раз объяснять. Президент один не принимает решения. У него есть союзники — как внутри государства, так и за его пределами», — говорит экс-министр иностранных дел Марина Кальюранд.
«Для Эстонии избрание Трампа президентом изменений в общем не принесет, если говорить о хороших отношениях между нашими странами. Возможно, возникнут новые темы, над которыми мы будем работать вместе. Но те сигналы, которые мы сейчас получили, от Конгресса или ближайшего окружения самого Трампа, говорят о том, что нет смысла тревожиться. Самое главное в том, чтобы продолжать работать так, как это делают союзники», — с оптимизмом смотрит в будущее председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам Марко Михкельсон (партия «Союз Отечества и Res Publica«).
«И все-таки нам следует сделать вывод, что не следует хранить все яйца в одной корзине. Надо было установить отношения с будущей администрацией Трампа еще год назад, тогда мы бы не имели такой бледный вид», — считает депутат Европарламента Яна Тоом (Центристская партия).
Кальюранд: победа Трампа — это волеизъявление жителей США
Вплоть до самой инаугурации в США не утихали разговоры о влиянии Кремля на американские выборы. У Марины Кальюранд своя позиция на этот счет.
«Вы знаете, я думаю, что это все слишком примитивно, победа Трампа — это волеизъявление жителей Соединенных Штатов», — считает экс-министр иностранных дел.
«Я думаю, они стоят друг друга. Мне кажется, Путин действовал таким же образом, как и Трамп. Он достаточно четко и конкретно обозначал российские интересы, но никогда не показывал, как их будет достигать. До тех пор, пока эти способы не реализовывались на практике», — говорит Крашевский.
При этом, по мнению Крашевского, Трампу в отношении с Россией будет гораздо сложнее, чем с другими странами. «Россия уже давно сидит в окопе и просчитывает самые разные варианты. Хотя я думаю, что общая тактика будет такая же. Он же сказал, что США готовы рассмотреть вопрос отмены санкций, если Россия пойдет на сокращение ядерного оружия», — добавляет политолог.
«Трамп ищет какие-то аргументы, чтобы выйти из замкнутого круга санкций. И, конечно, он их найдет. Я полагаю, что ситуация в отношениях между США и Россией будет двигаться в сторону деэскалации. Видимо, он будет искать более конструктивные отношения с Россией, а вот его отношение к ЕС, к сожалению, достаточно скептическое. Сейчас американцы говорят о двусторонних соглашениях с Великобританией, они хотят сделать брексит удачным ходом. Я понимаю, что Трамп как бизнесмен пытается извлечь выгоду из всего, что видит, и возможно, американцы пойдут по пути заключения двусторонних договоров с разными странами ЕС. Вопрос в том, выдержит ли единство Евросоюза такое искушение», — размышляет Тоом.
Крашевский: улучшение отношений между США и Россией позитивно скажется на Эстонии
Возможен ли новый передел сфер влияния между державами в балтийском регионе? Леонид Карабешкин такой вариант отвергает. «Разговор будет идти в первую очередь о статусе Украины», — считает политолог.
Для Эстонии ключевым в отношениях с Россией остается вопрос безопасности.
«Но безопасность м ожно обеспечить двумя способами: защититься от угрозы или устранить угрозу. То, что сейчас Эстония делает — это пытается защититься от угрозы. Реальной или вымышленной — это другой вопрос. Но в действительности, если благодаря улучшению отношений между США и Россией удастся выработать всеобъемлющую договоренность по европейской безопасности, то напряженность спадет, уровень угрозы снизится и это только позитивно скажется на Эстонии», — заключает Крашевский.