Бразильское правительство попытается использовать в собственных интересах прагматический и деловой подход Дональда Трампа к политике, а также его отказ от сотрудничества с Мексикой и от участия в Транстихоокеанском партнерстве (TPP), чтобы укрепить экономические отношения с США и южноамериканскими соседями с тихоокеанского побережья. В отличие от Мексики и Китая, Бразилия в сравнении с США имеет дефицит торгового баланса, который, вероятно, защитит ее от враждебности нового президента. Ведь тот факт, что некоторые страны экспортируют больше, чем импортируют, Трамп, похоже, воспринимает как личную обиду, особенно когда они делают это через посредство изначально американских компаний, которые переводят производство за рубеж в поисках более дешевой рабочей силы. Бразилия к таковым не относится.
Трамп обещал подорвать TPP, в которое входят США, Япония, Южная Корея, другие азиатские партнеры — за исключением Китая — Мексика, Чили и Перу, в общей сложности 12 стран. Колумбия также намерена присоединиться к соглашению. Конец TPP означает, что Бразилия, омываемая только Атлантическим океаном, может надеяться на открывающееся пространство для сотрудничества с Тихоокеанским альянсом, состоящим из Мексики, Чили, Колумбии и Перу.
Бразильские чиновники отнюдь не приветствуют трудную ситуацию, сложившуюся в Мексике, и испытывают своего рода сочувствие по отношению к стране, избранной Трампом в качестве «козла отпущения», как если бы причиной всех бед американской экономики была она да Китай. Однако, по их мнению, ослабление Мексики и убытки, которые страна уже терпит в сфере инвестиций — после угроз Трампа Ford отменил строительство в стране завода, проект стоимостью 1,6 миллиарда долларов — и, вероятно, потерпит еще после пересмотра договора о свободной торговле с США, могут быть выгодными для Бразилии.
Идея в том, что как Мексика, так и другие страны тихоокеанского региона могут проявить больший коммерческий интерес к Меркосур. Это с одной стороны. С другой стороны, США могли бы разглядеть больше возможностей в Бразилии, которую на протяжении последних двух с половиной десятилетий действия Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) упускали из виду, отдавая предпочтение Мексике.
Именно здесь следует применить тактику "демонстрации своих услуг" команде Трампа, сопровождающуюся ускорением переговоров по наиболее жизнеспособным проектам сотрудничества. Из в общей сложности 50 соглашений, переговоры по которым затянулись, министр иностранных дел Жозе Серра (José Serra) и посол в Вашингтоне Сержиу Амарал (Sérgio Amaral) выбрали три — которые находились на более продвинутой стадии и могли принести быстрые результаты — и инвеситровали в них еще при сотрудниках администрации Обамы, чтобы оказаться ближе к завершению после вступления в должность Трампа.
Два из них связаны с упрощением торговли, с сокращением числа бюрократических процедур и приведением в соответствие технических стандартов продукции. Тарифы и квоты на импорт, классические инструменты протекционизма, не являются здесь единственными препятствиями. Поскольку по этим вопросам вести переговоры труднее, так как они затрагивают интересы производственных секторов обеих стран, Бразилия и Соединенные Штаты в последние месяцы активно занимаются различиями в технических стандартах.
Пилотная программа была разработана в керамической промышленности и, по словам посла, уже оказала «значительное влияние на расширение торговли». Теперь то же самое будет сделано в текстильной промышленности. Он считает, что фитосанитарные правила для пищевых продуктов также могут будут согласованы.
Третье соглашение касается упрощения инвестирования, также путем сближения норм поступления денег и операций в другой стране. По словам Амарала, это делается по просьбе бразильских компаний, чей инвестиционный фонд в США составляет 24 миллиарда долларов. Gerdau в США имеет восемь металлургических заводов. JBS предоставляет США 60 тысяч рабочих мест. Вероятно, Трампу было бы приятно об этом узнать.
Безусловно, Бразилия не относится к числу приоритетов Трампа. Но это, наверное, и хорошо. Спросите у Мексики.