В своем первом интервью европейским СМИ Трамп сказал, что Европейский Союз — это прежде всего «локомотив для Германии». И недвусмысленно добавил: «Я считаю, что другие будут уходить», как это планирует сделать Великобритания.
К этим словам добавилось обещание приоритетно заключить договор о свободной торговле с Великобританией — сигнал другим потенциальным кандидатам на выход из ЕС.
На протяжении 70 лет США видели в Европе важного и надежного союзника, противовес Советскому Союзу и России.
Трамп же видит в Евросоюзе экономического, торгового конкурента и поэтому намерен его ослабить. ЕС экспортирует в США больше, чем импортирует. Значит, ЕС — соперник.
Такая логика стала шоком для европейских лидеров.
План Трампа
На протяжении 70 лет США способствовали европейскому единству. Эта страна реализовала план Маршалла, поддерживала создание единого европейского рынка и способствовала расширению Европы на Восток после падения железного занавеса. А теперь в Белый дом пришел человек, который — по крайней мере на словах — рассчитывает на распад ЕС.
Более того, его желания совпадают с целями Путина. Россия активно работала на развал Евросоюза все последние годы.
Намерение Трампа ограничить торговлю с Китаем, Мексикой или Германией повлияет на мировую экономику в целом, и в частности — на цены на нефть, а от них зависит зависимая от российской белорусская экономика. Боюсь, исход торговых войн США с Китаем не в состоянии предсказать никто в мире — даже глава Федеральной резервной системы США.
Любопытно, что мировые рынки почти никак на эту угрозу не реагируют. Вероятно, бизнес не верит, что эти угрозы будут Трампом реализованы.
Возможно, ничем не закончатся и угрозы Трампа в адрес ЕС и НАТО. И это хорошо, иначе распад Евросоюза и Североатлантического альянса имел бы для Белоруссии ощутимые и явно негативные последствия.
Для Белоруссии Евросоюз при всех своих слабостях и условностях является полюсом — символическим, но также и экономическим и, в некоторой степени, политическим, который уравновешивает полюс России.
Силовые полюсы вокруг Белоруссии
Минск мог долго и мелочно дразнить и критиковать Евросоюз, за что получал деньги от России. Белоруссия при этом неплохо чувствовала себя между двумя силовыми полюсами — Россией и Евросоюзом. Период расширения Евросоюза и роста его экономики был одновременно периодом, когда Белоруссия достигла ранее невиданного благополучия.
Самое страшное для Белоруссии и региона произошло бы, если бы началось перекраивание границ. Страшное — поскольку в Белоруссии наиболее слабое »национальное чувство» и при этом самая сильная энергетическая зависимость. Если кого-то и захотят «съесть не подавившись», то это ее.
Конечно, после 70 лет мира в Европе трудно поверить, что случайная победа популиста на президентских выборах в США способна за несколько лет опрокинуть всю систему европейских отношений.
В любом случае, Трамп рассматривает международные отношения как zero sum game, в отличие от Обамы с его осторожным и часто даже нерешительным поиском win win.
Роль Германии и Польши и выбор Минска
Теперь все взгляды обращены на Германию. Германия богаче России и у нее колоссальный интеллектуальный потенциал.
Германия, вероятно, может рассчитывать на полную поддержку стран Скандинавии, Балтии, Центральной Европы. Да и Франция, наверное, до Ле Пен никогда не опустится.
Очень сильна и экономика 40-миллионной Польши, которая за последние десятилетия накопила 100-миллиардные золотовалютные резервы.
Удастся ли Ангеле Меркель сохранить единство Евросоюза? Если ЕС или, по крайней мере, его ядро выйдет из этого испытания целым, то выйдет и сильным.
Оставленный и отвергнутый Америкой Евросоюз volens nolens будет наращивать и свою оборону.
Если Россия не будет замахиваться на границы и суверенитет, то Белоруссия останется ее сателлитом.
Если же Россия и замахнется, Белоруссия в поисках противовеса России может попытаться сблизиться с Польшей, Германией и скандинавскими странами. Даже уменьшенный в размерах Евросоюз останется экономическим гигантом и носителем великих идей и ценностей.