Голосование в сенатском комитете по международным делам, прошедшее в минувший вторник, устранило последние препятствия перед назначением бывшего главы компании Exxon Рекса Тиллерсона на пост госсекретаря США.
Несмотря на то, что голоса в комитете разделились строго по «партийной принадлежности» — кандидатуру Тиллерсона поддержали 11 республиканцев, 10 демократов проголосовали против — у наблюдателей не осталось сомнений в том, что предстоящее голосование полным составом сената станет простой формальностью, и экс-бизнесмен займет одну из ключевых должностей в новой администрации США.
Накануне два влиятельных сенатора-республиканца — Джон Маккейн и Линдси Грэм выступили с совместным заявлением. Законодатели особо подчеркнули, что намерены поддержать кандидатуру Тиллерсона, несмотря на то, что «его прошлые связи с российским правительством и президентом Владимиром Путиным…по-прежнему вызывают опасения».
Сам Тиллерсон попытался развеять эти опасения еще в ходе слушаний в сенатском комитете по международным делам, заявив о том, что тесные связи с Москвой не помешают ему занять жесткую позицию по отношению к аннексии Крыма и вмешательству России в события на юго-востоке Украины.
«Мы должны поддерживать украинцев всеми возможными способами для того, чтобы они могли защитить себя от любого будущего нападения или агрессии», — заявил Рекс Тиллерсон, уточнив, что после консультаций с Советом национальной безопасности США он будет готов поддержать и инициативу о предоставлении Киеву так называемой «летальной» военной помощи.
Профессор политологии университета Ратгерс Александр Мотыль (Alexander Motyl), специализирующийся на ситуации в странах бывшего СССР, считает, что новая администрация США может пойти на такой шаг только под далением конгресса.
«До сих пор «внешняя политика», предложенная этой администрацией, была хаотичной и противоречивой, так что поддержка Тиллерсоном инициативы о поставке вооружений (Украине) очевидно противоречит взаимным симпатиям Трампа и Путина», — заявил он «Голосу Америки».
По мнению политолога, пока с равной степенью вероятности можно рассматривать как ситуацию, в которой «возобладает точка зрения Трампа», и никаких поставок оружия не будет, как и возможность того, что конгресс «заставит» администрацию принять такое решение.
«Как бы странно это не прозвучало, но если Трамп пойдет на такой шаг, то это может иметь позитивные последствия и для Украины, и для американско-российских отношений, — говорит профессор Мотыль. — Возросшие возможности Украины отразить масштабную российскую атаку позволят стабилизировать «восточный фронт». Более того, ради улучшения отношений с Трампом, Путин может согласиться с подобным развитием событий».
«Если они смогут заговорить на одном языке, то США может рассмотреть возможность отмены санкций и неформального признания (российского статуса) аннексированного Крыма, — уверен Александр Мотыль. — Но пока не понятно, что Россия может предложить взамен. Отступление с Донбасса? Сокращение ядерных вооружений, от которого она уже отказалась? Сотрудничество в борьбе с ИГИЛ? (запрещенная в России организация — прим. ред.)».
Сегодняшние разногласия в отношениях США и России, считает политолог, слишком серьезны для того, чтобы говорить о перспективах долгосрочного сотрудничества между двумя государствами. Именно поэтому по мнению Александра Мотыля, «краткосрочное и незначительное» улучшение отношений, связанное с приходом в Белый дом новой администрации, неизбежно сменится очередным, и более глубоким, «похолоданием, чем сегодня.
«Вопрос заключается в том, как эти перемены повлияют на отношения России с Украиной и другими странами ближнего зарубежья, — говорит он. — Не исключено, что вдохновленный «теплыми отношениями» с Трампом, Путин захочет напасть на страны Балтии, Белоруссию или Украину, надеясь, что новая администрация США предпочтет не обращать на это внимания».