18 января стало известно, что блогер Александр Лапшин в присутствии консула Израиля в Белоруссии подписал письмо, адресованное президенту Азербайджана, в котором попросил прощения за свои действия, охарактеризовав их, как последствия необдуманных поступков.
Консул подтвердил письмо и через посольство Азербайджана в Белоруссии передал его в администрацию президента Алиева. Дипломат также отметил, что мать Лапшина, которая является гражданкой Израиля и там же проживает, просила Ильхама Алиева простить ее сына.
А до этого было объявлено, что прокуратура Белоруссии приняла решение об экстрадиции Лапшина в Баку, тем самым удовлетворив требование Азербайджана.
Напомним, что Александр Лапшин, являющийся гражданином Российской Федерации и Израиля, известный как блогер-путешественник, в 2011 и 2012 годах посетил Нагорно-Карабахскую Республику и поделился своими впечатлениями в своем блоге, отметив, что необходимо признать независимость НКР. Власти Азербайджана включили Лапшина в своей «черный список», объявив его в розыск.
Интересно, что Лапшину удавалось избежать преследований Азербайджана за то время, пока он посещал много разных стран, и никому не приходило в голову прибегать к каким либо действиям по отношению к русскому блогеру и выполнять требования Азербайжана. Только оказавшись в 2016 году в Белоруссии, он был арестован по требованию властей Азербайджана.
Его визит в Арцах(Карабах) характеризуется, как незаконное нарушение границы, а его заявления — как действия, направленные против конституционного порядка и территориальной целостности Азербайджана.
По всей вероятности его подвергали таким пыткам, что он в конце концов подписал письмо. С другой стороны, пока мы не видели этого письма и не убедились, что под ним стоит подпись блогера, не стоит спешить делать какие-то заключения».
Решения прокуратуры об экстрадиции Александра в Азербайджан Симон Бабаян считает неправомерным. По его словам, процессы экстрадиции предусмотрены по двухсторонним соглашениям о правовой взаимопомощи, по Кишиневской конвенции, а также по Уголовному кодексу Белоруссии.
С точки зрения конвенции, проблема не правомерна. В конвенции содержатся четкие пункты, согласно которым, личность не может подвергаться преследованиям за свои политические взгляды, следовательно, неприемлемо арестовывать его на территории одного государства и экстрадировать в другое.
Уголовный кодекс Белоруссии в случае Лапшина тоже не позволяет передавать его третьей стране, так как он является гражданином России и вступил на территорию Белоруссии в качестве гражданина этой страны. А между Россией и Белоруссией заключен договор, в котором отмечается, что граждане двух государств пользуются равными правами, и их права не могут быть нарушены в интересах других государств.
А Конституция Российской Федерации запрещает экстрадицию своих граждан в другие страны. С этой точки зрения, по словам адвоката, решение прокураторы Белоруссии как минимум сомнительно, а с правовой точки зрения — еще и проблематично.
«Кроме этого, нужно рассмотреть действительно ли посещение Карабаха по уголовному кодексу Азербайджана считается уголовным преступлением. По азербайджанскому Уголовному кодексу действия Лапшина могли бы считаться преступлением, если бы он нарушил контролируемую Азербайджаном границу, в то время как Лапшин пересек границу Карабаха из совершенно иного пограничного пункта, который не находится под контролем Азербайджана. В конце концов, НКР не может считаться территорией Азербайджана»,- говорит Симон Бабаян.
Адвокат предупреждает, что случившееся с Лапшином может стать прецедентом и продолжаться и в других государствах, что может стать очень серьезной правовой проблемой. «Есть вопросы Крыма, Южной Осетии, Абхазии, и мне кажется, страны, которые имеют вопросы с самоопределением этих стран, могут в своих политических целях обратиться к правовым средствам, использованным Азербайджаном, и в будущем граждане других стран тоже могут подвергнуться таким преследованиям».
По определению эксперта международного права, правозащитника Ара Казаряна, насилие по отношению к Лапшину и его экстрадиция в Азербайджан являются грубыми нарушениями прав человека и свободы слова, что должно быть в центре внимания международных организаций. «Если человек делает публичное заявление, критикуя политику правительства какой-либо страны, то это не должно рассматриваться, как нечто направленное против территориальной целостности этого государства или как призыв к свержению власти или насилию. В конце концов, каждый человек, в частности, журналист или исследователь, политический деятель, имеет право свободно выражать свое мнение, и если в этом нет очевидных призывов к насилию, то это не является уголовно преследуемым деянием.
А Азербайджан, между тем, как и Турция, пытаются ущемлять право человека на свободное выражение мнения, считая это уголовно наказуемым действием и преследуя людей, которые осмеливаются выразить свое мнение. 281-ая статья Уголовного кодекса Азербайджана очень похожа на известную 301-ую статью УК Турции, относительно которой есть десятки актов в международных судах. Среди них дело Гранта Динка, дело Орхана Памука. Вся мировая общественность критикует эту статью.
Азербайджан применяет ту же политику, что Турция по отношению ко всем тем лицам, которые поднимали вопросы курдов и армян. Следовательно, реакция международной общественности не заставит себя ждать. Азербайджан своей 208-ой статьей выступает против мирового порядка. Это шаг, направленный против свободы слова.
Азербайджан должен давать себе отчет, что выходит против правил свободы слова, установленных Советом Европы и ОБСЕ, и в этом смысле, по моему прогнозу, в основу дела Лапшина попадет применение насилия против свободы слова, и Азербайджан понесет за это ответственность».
Правозащитник считает действия азербайджанских властей также проявлением армянофобии, расизма, что подлежит не меньшему осуждению со стороны европейских организаций. «Мы имеем множество дел против Азербайджана, которые расследуются в Европейском суде. В основе множества из этих дел лежат расизм, армянофобия. Одно из них — дело Сафарова.
Случай с Лапшиным может стать одним из этих дел, поскольку, по сути, он подвергается уголовному преследованию не потому, что сделал преступление, а потому, что выразил доброжелательное мнение по отношению к армянам. То есть, уголовное преследование имеет всего лишь политические мотивы и не правомерно».
Политолог Левон Ширинян видит в основе преследований Лапшина больше экономические мотивы. По его убеждению, Белоруссия пытается польстить Азербайджану, исходя из неких планов, связанных с нефтью. «Белоруссия — государство с авторитарным режимом, следовательно, без ведома президента, ничего не может происходить в этой стране.
Это государство в годы правления Лукашенко долгое время жило за счет российского газа и нефти и за счет противоречий России с Украиной и Западом. Сейчас делается то же самое, Минск сближается с Азербайджаном, потому что имеет экономические интересы, связанные с этой страной — торговля нефтью и вооружениями».
Политолог считает шаги Азербайджана в политическом смысле проявлением расизма, фашизма и пантюркизма. Ширинян напоминает конвенцию ООН от 14 декабря 1960 года о свободе получивших независимость колониальных государствах и народах, согласно которой, в случае действий против независимости, самоопределения этих стран могут применяться санкции. Следовательно, Карабах(Арцах), имея независимое государство, может добиться применения санкций против Азербайджана.