Если и есть двое, которые нуждаются друг в друге в условиях нового мирового порядка, так это президент США Дональд Трамп и премьер-министр Великобритании Тереза Мэй.
На короткой, но чрезвычайно вежливой пресс-конференции, состоявшейся в Белом доме в пятницу, оба лидера как могли превозносили друг друга и то, в чем они согласны, а многочисленные угрожающие этой идиллии разногласия пытались спрятать под ковер.
Тереза Мэй, которой пришлось взять на себя работу по выводу Великобритании из ЕС, заявила, что это общая цель — чтобы во главу угла ставились интересы «простых трудящихся». Дональд Трамп использовал ту же формулировку и назвал выход Великобритании из ЕС — так называемый Брексит — началом новой эпохи.
«Брексит это пример того, что еще будет», — сказал Трамп, который в отличие от прежних американских президентов объявил Европейскому Союзу «войну».
Важные общие интересы Трампа и Мэй в первую очередь заключаются в двустороннем торговом договоре, который может продемонстрировать остальному миру, что они не одиноки, после того, как вышли соответственно из Договора о Транстихоокеанском партнерстве, TPP, и внутреннего рынка ЕС.
Тереза Мэй запланировало скорейшее проведение консультаций на «высоком уровне», которые заложат основу для заключения торгового соглашения в интересах обоих стран.
Ожидаются большие помехи
Но на практике препятствий существует много. Во-первых, Великобритании сначала надо завершить переговоры с ЕС, ожидается, что они продлятся до 2019 года. Во-вторых, как указывают экономисты, снижение таможенных ставок между Великобританией и США тоже даст немного, поскольку они уже крайне низки.
«Быстрый договор, который касается только таможенных ставок, на самом деле большого смысла не имеет, потому что таможенные ставки уже низки. На самом деле речь пойдет о правилах и регулировании — а это чувствительные темы», — заявила Марианне Шнайдер-Петсингер из аналитического центра Chatham House в беседе с британской газетой Independent.
Здесь все немедленно усложняется. Захочет ли Дональд Трамп открыть американский рынок для британских автомобилей, если он обещал американским рабочим создать новые рабочие места? И наоборот: захочет ли Тереза Мэй открыть британское здравоохранение для американских фирм или подвергнуть своих британских соотечественников конкуренции, когда они им уже предстоит потерять поддержку ЕС?
Тереза Мэй говорила о торговом соглашении нового типа, который вернет скептически настроенным гражданам веру в свободную торговлю, но именно попытки унифицировать правила и нормы наталкиваются на массовое народное сопротивление.
Тереза Мэй тоже сказала, что она хочет поставить во главу угла британские «интересы» и «ценности» — как отголосок трамповской риторики «Америка превыше всего», но в торговых соглашениях, как правило, надо определить общий интерес. А как быть, когда превыше всего и США, и Великобритания?
Третий вопрос заключается в том, насколько большое значение взаимная торговля на самом деле будет иметь для Великобритании и США? Адам Поусен, возглавляющий Институт международной экономики Петерсона в Вашингтоне, настроен пессимистично.
«Есть много оснований полагать, что преимущества там будут очень небольшие», — заявил он Independent.
Общее и различное
Когда Тереза Мэй и Дональд Трамп описывают политическое будущее двух стран и их место в мире, видны и сходства, и различия. Оба поставили перед собой в качестве одной из главных задач ограничение иммиграции, и Тереза Мэй во время своего визита в США похоронила неоконсервативную доктрину, распространенную в 2000-е в обеих странах, о продвижении демократии также и военным путем.
Она также пошла навстречу Дональду Трампу, заговорив о реформировании оборонительного альянса НАТО и ООН. Но на пресс-конференции Мэй особо остановилась на том, чтобы обязать Трампа сотрудничать с НАТО, которую он назвал «устаревшей».
«Господин Президент, я полагаю, Вы сказали, что вы на 100% за НАТО», — заявила она перед представителями прессы.
Дональд Трамп это комментировать не стал.
Разногласия в отношении России
Избежать упоминания о том, что они придерживаются разных точек зрения на отношения с Россией, им не удалось. Тереза Мэй подчеркнула свое желание продолжать санкции против России до тех пор, пока не будут соблюдаться Минские соглашения по Украине. Как и большинство стран на Западе, Тереза Мэй осуждает аннексию Россией Крыма как незаконную.
На заданный прямо вопрос Трамп не стал отрицать, что он будет стремиться к отмене санкций, но сказал, что принимать решение еще рано. Он заявил, что не знаком с президентом России Владимиром Путиным, но надеется, что у них установятся «фантастические отношения», но что возможно, что этого и не произойдет.
США и Великобритания как путеводные звезды
Добродушное настроение моментально испарилось, когда журналист ВВС обозначил ряд разногласий, таких, как, например, вера Дональда Трампа в пытки, и спросил, в чем состоит его сигнал всем тем британцам, которые сейчас опасаются, потому что отныне свободный мир возглавит именно он.
Вопрос заставил Дональда Трампа закатить глаза. Он объяснил, что, хотя он лично верит в действенность пыток, он уступит своему новому министру обороны Джеймсу Мэттису, который к большому удивлению Трампа сказал, что в пытки не верит.
«Я полагаюсь на него», — заявил Дональд Трамп.
Вместе с тем американский президент сказал, что Великобритания и США вместе хотят быть маяком для «правовой безопасности» и «процветания» в мире.