Путин, который с тех пор, как снова взял власть в свои руки, овладел новыми стратегиями внешней политики и безопасности, в 2012 году говорил о повышении влияния России в Евразии, сосредоточении на регионах Ближнего Востока и Северной Африки, нестабильность которых непосредственно влияет на Россию и ее безопасность.
Российское руководство, вступившее в период осознания во многом под влиянием Арабской весны, увидело необходимость проактивной внешней политики для противодействия вероятной смене правящих режимов в постсоветских государствах.
Путин в его первые годы в Кремле был не в силах определять рамки политики на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Одна из причин — финансовые трудности, которые испытывала страна, другая — решительный настрой правительства сотрудничать с Западом в этом регионе.
И в период президентства Бориса Ельцина в 1990-е годы намерения России на Ближнем Востоке также были не очень понятны. Ельцинской России не удалось создать какой-либо последовательной политики в регионе. После распада Советского Союза произошел серьезный спад продажи вооружений в страны Ближнего Востока, заметно сократилась финансовая помощь союзникам этой страны в регионе.
Путин и Ближний Восток как приоритет России
Когда Владимир Путин сменил Ельцина на посту президента, Ближний Восток стал политическим приоритетом Москвы.
На самом деле, в начале 2000-х годов, после терактов 11 сентября, Россия тоже решила присоединиться к начатой Западом борьбе с международным терроризмом.
Москва, примкнув к этому каравану, надеялась на то, что ее будут считать хотя бы членом западного союза, если не его частью.
В своей знаменитой мюнхенской речи в 2007 году Путин говорил, что не будет потакать однополярному миру и играть по правилам Америки. Это выступление было подтверждением того, что «послушной России» больше нет, и теперь эта страна будет преследовать решительную внешнюю политику.
Арабская весна угрожает России
Россия почти не проявляла интереса к Ближнему Востоку, пока протесты в рамках Арабской весны не охватили весь регион.
По выражению министра иностранных дел Сергея Лаврова, Арабская весна была неожиданностью, которую все ожидали, но не знали, когда это произойдет.
В начале 2000-х годов в регионах близ российских границ российские политики были свидетелями событий, аналогичных волне революций, прокатившихся по Ближнему Востоку. Политические перевороты на Украине, в Грузии и Киргизии привели к власти сильные антироссийские правительства.
Арабская весна напоминала «цветные революции», которые противники России использовали как эффективный внешнеполитический инструмент.
Еще одним событием, которое Россия расценила как «операцию по смене режима», стала военная интервенция НАТО в Ливию. Россия во время ливийской операции почувствовала себя обманутой, поскольку она не стала налагать вето на соответствующую резолюцию Совета Безопасности ООН.
На фоне всех этих событий в России обсуждался вопрос о том, станет ли Путин президентом еще раз. Смерть Каддафи (Kaddafi) укрепила убеждение в том, что Путин снова должен прийти к власти. Кремль опасался, что с Россией может произойти то же, что и с Ливией, и верил в необходимость проведения более решительной внешней политики. А либералу Медведеву, который стремился к построению благоприятных отношений с Западом, было бы трудно проводить такую политику.
В пересмотренном варианте Концепции внешней политики России от 30 ноября 2016 года Ближний Восток был определен как регион, нестабильность которого оказывает непосредственное влияние на Россию.
Борьба с господством США на Ближнем Востоке
Заполнение пробела, оставленного американцами, было одной из политических стратегий времен холодной войны, и часто это не требовало большого труда. Самый наглядный тому пример — Египет.
После того, как бывший президент США Барак Обама (Barack Obama) объявил о сокращении финансовой помощи Каиру, возник союз Путин — ас-Сиси, и в результате впервые с 1972 года был подписан договор о продаже вооружений на сумму три с половиной миллиарда долларов.
Россия использовала все свои военные и дипломатические возможности, чтобы отстранить США от процесса принятия решений в Сирии.
Угроза безопасности для России
Владимир Путин считает Россию легитимным игроком в процессе создания нового баланса сил на Ближнем Востоке. И дело не только в том, чтобы устранить США, которых он рассматривает в качестве чужого игрока в регионе. Важнейшая причина заключается в том, что угрозы безопасности, с которыми столкнулись ближневосточные державы, больше всего представляют угрозу безопасности России.
Россия в рамках стратегии по сведению к минимуму этих угроз идет по пути наращивания своего военного потенциала во всем регионе.
Россия, с одной стороны, активировала свои старые военные базы на Ближнем Востоке, с другой — стала одним из крупнейших поставщиков вооружений в регионе.
То, что Россия сделала постоянными свои базы Хмеймим и Тартус на берегу Средиземного моря, — важнейший показатель ее желания получить точку опору на Ближнем Востоке.
Вместе с тем ранее сообщалось, что Москва ведет переговоры с Каиром о создании военно-морской базы на египетском побережье Средиземного моря.