Трамп в кармане у Путина? У российской службы безопасности есть некое видео, которое сорок пятый президент США вряд ли захочет увидеть в YouTube, и потому он занял столь примечательную пророссийскую позицию?
Необычная дискуссия объясняется тем, что пророссийская позиция Трампа для многих наблюдателей совершенно непонятна. Не понятно, чего он этим хочет добиться, поэтому они пытаются найти разумное объяснение.
Насколько непонятна пророссийская линия Трампа, настолько последовательно он ее проводит. По моим сведениям, он никогда не критиковал Путина. Он осторожно дистанцировался от российской политической системы. «Это совершенно другая система, и меня она не интересует», — заявил он. Но Трамп прощает Путину даже смерть критиков режима. Потому что, по словам Трампа, нет никаких доказательств того, что это дело рук Путина.
Но мы знаем и высказывание Трампа о том, что если уж надо будет защищать прибалтийские страны, то прибалты «тоже должны оплачивать свои счета», то есть, выполнять договор стран НАТО об использовании 2% ВНП на нужды обороны. Впервые в истории НАТО одна из стран НАТО высказала сомнение по поводу выполнения своих обязательств, закрепленных в Атлантическом пакте.
Важные преимущества
Но, может быть, мы похожи на публику иллюзиониста: тупо уставившись на нечто неважное, мы не замечаем того, что важно. Я думаю, что мы уделяем слишком много внимания русской политике Трампа.
Не потому, что она не имеет смысла. Она имеет смысл. Обе стороны могут выиграть в результате этого.
Для Путина в этой сделке речь идет о том, чтобы избавиться от санкций, которые являются определенным бременем, о том, чтобы признать Крым российским и о свободе действий в Сирии. А что же Трамп может получить взамен, вот, что интересует наблюдателей. И что же может Путин предложить Трампу, кроме удовлетворения чисто нарциссовой потребности похвалы и признания?
Фактически много.
Мир с Россией может, в первую очередь, прикрыть Трампу тыл в схватке с Китаем, к которой он готовится. Затем: Трамп, как он сам недавно заявил в интервью британской The Times, может получить договор о сокращениях ядерного оружия, который поможет обеим странам сэкономить большие деньги.
Критики Путина в команде Трампа
Уже много было написано обо всех путинистах в команде Трампа.
Это, безусловно, Стив Бэннон (Steve Bannon), старый руководитель новостного портала Breitbart.
Назначенный министром обороны генерал Джеймс Мэттис (James Mattis) в любом случае не является пророссийским. Во время слушаний в Конгрессе он говорил очень приятные слова о НАТО и жесткие слова о России. Для него Россия была первой и самым главной стратегической угрозой для США, и лишь после нее он назвал Китай и исламистский террор.
«Я решительно выступаю за диалог, но мы должны также знать, что Россия фактически намеревается делать», — заявил он.
Кандидат на пост госсекретаря Рекс Тиллерсон (Rex Tillerson) заранее вызывал подозрения, потому что пришел из нефтяной промышленности, и там он в свое время вел дела с Россией. Тиллерсон в 2008 году очень критически отзывался о слабой судебной системе России.
Позднее он изменил свое мнение и начал говорить о властях хорошо, но когда он на прошлой неделе на слушаниях в Конгрессе отвечал на вопросы, то снова высказывался критически. Россия теперь стала «недружественным соперником».
По словам Тиллерсона, США следует отвечать военными средствами на аннексию Крыма: «Необходимо было провести демонстрацию силы, дать военный оборонный ответ, чтобы сообщить, что отныне такого больше не повторится».
Вероятно, Тиллерсона можно назвать прагматиком, даже оппортунистом, но очень пророссийским его назвать нельзя.
Очень часто упоминаемым сторонником Путина является Майкл Флинн (Michael Flynn), бывший генерал-лейтенант, темная и мрачная фигура, характерной чертой которого является полное неприятие политики Обамы на Ближнем Востоке.
Флинн был вместе с Путиным на торжественном обеде, устроенном пропагандистским телевизионным каналом Russia Today.
Но и Флинн тоже не является путинистом. Он имел несчастье представить свою точку зрения на события в мире в маленькой книжке «Field of Fight», то есть, «Место боя», в которой не сказано ничего приятного о России Путина. Флинн пишет о всемирной коалиции, направленной против США, в которую входят Иран, Северная Корея и Россия.
Флинн считает, что США и России теоретически следует создать разумный союз в борьбе с исламистским терроризмом, но если посмотреть на поведение России, то «нет никаких оснований верить, что Путин пойдет на сотрудничество с нами, фактически все будет наоборот».
Другими словами, я не могу заметить ни одного пророссийски настроенного человека в администрации Трампа. Мы будем судить о Трампе по его делам, а не по его словам, а его дела пока говорят о том, что он назначает тех, кто критически настроен по отношению к России.
Он назначает также тех, кто очень резко критикует Китай. Трамп создал совершенно новый орган, которые называется Национальный торговый совет (National Trade Council), руководителем которого он назначил Питера Наварро (Peter Navarro). Последний написал книгу «Смерть от Китая» (Death by China), и этим все сказано.
Он не единственный китайский ястреб среди недавно назначенных советников Трампа. Там есть также Дэвид Мэлпэсс (David Malpass), который будет экономическим советником, и Роберт Э. Лайтхайцер (Robert E. Lighthizer), который будет главным лицом на переговорах о торговых договорах.
Лайтхайцер — особенно жесткий политик, который обвинил Китай в том, что он ворует американские рабочие места, манипулируя курсом валют, субсидиями и используя другие грязные трюки.
Вот на чем Трамп фокусирует свое внимание. Он хочет вести торговую войну с Китаем. Россия играет второстепенную роль. А Европу он вообще не видит.