Состоялся официальный визит министра обороны Армении Вигена Саргсяна в Исламскую Республику Иран. Ирановеды считают этот визит историческим. Подчеркивается, что в последний раз министр обороны Армении с официальным визитом посещал Иран семь лет назад, и ожидается, что этот визит приведет к важным договоренностям в области обороны, которые, по известным причинам, останутся в тайне.
Визит вызвал большой интерес и большие ожидания. Особенно обращают внимание на то, что министр обороны посетил компанию «Электронная промышленность Ирана», которая специализируется на планировании и разработке технологических решений в сфере обороны. В СМИ распространилась информация, что Вооруженные Силы РА передали Ирану какую-то информацию о прострелянных во время апрельской войны израильских беспилотниках.
А ирановеды отмечают, что Армения и Иран, возможно, разрабатывают совместный проект борьбы с израильскими беспилотниками. В отличии от такого визита, состоявшегося семь лет назад, на этот раз сотрудничество в военно-промышленной сфере для обеих стран находится на первом месте. Трудно сказать насколько визит был действительно историческим, но этот акцент визита действительно беспрецедентен.
Следовательно, мы ищем все возможные пути, как на российском рынке, так и у других союзников, чтобы пополнить наши вооруженные силы необходимым вооружением».
Министр обороны отметил, что составлен график посещений, с целью ознакомления с такими вооружениями. «Это входит в наши планы, и по графику мы обязательно осуществим такие визиты», — сказал он.
Трудно сказать, был ли этот визит в Иран частью указанного графика. Военные эксперты могут только ответить на вопрос — какие страны могут поставлять Армении те виды ультрасовременного вооружения, которые невозможно приобрести в рамках сотрудничества с Россией. Но такое заявление министра обороны Армении и акценты, сделанные во время его визита в Иран звучат странно.
Возможно мы что-то пропустили, но не может вспомнить с каких пор Армения начала искать ультрасовременные вооружения вне российского рынка, в других странах. До сих пор международные эксперты придерживались того мнения, что с одной стороны поставка вооружений сторонам карабахского конфликта является монополией России, а с другой стороны, возможности Армении не позволяют пользоваться другими источниками.
За неделю до вышеупомянутого заявления Вигена Саргсяна Ильхам Алиев тоже говорил о пополнении своей базы вооружений. Но он, в отличии от министра обороны Армении, ориентировался на российский рынок. «Да, мы ведем переговоры о новых покупках. Вам лучше известно насколько развита российская военная промышленность. Мы заинтересованы в основном самыми современными оборонительными вооружениями, созданием новых видов оружия. Это касается и вертолетной техники, и систем обороны — всего комплекса. Это постоянный процесс»,- сказал Алиев РИА Новости в Давосе.
А в середине прошлого декабря Азербайджан посетил вице-премьер России Дмитрий Рогозин. В дни его визита «Коммерсантъ» написал, что в числе других вопросов, будет обсуждаться новое соглашение о продаже оружия.
Власти Армении публично выразили свое недовольство в связи с продажей вооружения противнику со стороны стратегического партнера. Ответ был один — это делается для сохранения баланса в зоне конфликта. Этот ответ, конечно, не удовлетворяет Армению.
В этом контексте последние действия Вигена Саргсяна можно трактовать двояко: либо преследуется цель сорвать новое соглашения между РФ и Азербайджаном и эти действия являются чем-то вроде шантажа, либо все согласовано с Москвой, как, например, углубление сотрудничества с Ираном, с целью создания противовеса азербайджано-израильскому сотрудничеству.
P. S. Во время декабрьского визита президента Ирана Хасана Роухани даже речи не было о сотрудничестве в сфере военной промышленности. Совместное заявление президентов касалось расширения сотрудничества в многочисленных сферах, кроме военной. Министр обороны Ирана Хосейн Гехгани, который еще в 2015 году обещал посетить Армению, вообще не был включен в делегацию Роухани. И, тем не менее, если визит Вигена Саргсяна действительно исторический и будет иметь серьезные результаты, то должно быть это направление сотрудничества было намечено еще во время встречи Саргсян-Роухани.