О сбое в нынешней модели отношений Владимира Путина и Александра Лукашенко, угрозе организованного Кремлем переворота в Белоруссии и том, почему в Минске изменили риторику, в том числе, в отношении Украины, в интервью ONLINE.UA рассказал белорусский политолог Алесь Логвинец.
ONLINE.UA: Как объяснить кризис вокруг поставок нефти, другие действия РФ против Белоруссии и, конечно, эмоциональный тон последнего выступления Александра Лукашенко (в котором он резко раскритиковал Россию — прим. ред.)?
Алесь Логвинец: Мы наблюдаем кризис модели отношений, которые Лукашенко выстроил с Москвой. Этот кризис должен был произойти. Такая модель отношений была выгодна лично Лукашенко и очень крепко привязывала Белоруссию к РФ. Глава Белоруссии надеялся и дальше получать дешевую российскую нефть и газ. Однако РФ, начиная с первой газовой войны 2006 года, отказывается просто так платить за поддержку режима Лукашенко. Например, в прошлом году остро стоял вопрос о размещении российской авиабазы в Белоруссии. Лукашенко боится увеличения присутствия РФ в Белоруссии, потому что тогда у Кремля будет больше возможностей поставить еще более лояльного клиента в Минске. Заявление Лукашенко о том, что Белоруссия будет подавать в суд в связи с вопросом о недопоставках нефти, и угроза насчет уголовного дела против руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта — это весьма симптоматично. Лукашенко пытается обратиться к каким-то правовым механизмам, когда договоренности между ним и Путиным политические: дай на дай! Видим, что цена, которую предлагает Лукашенко, пока что неприемлема для Кремля. Так же условия, которые ставит Россия, — неприемлемы для Лукашенко.
— Как долго это может продлиться?
— Сложный вопрос. Мы знаем о военных учениях «Запад—2017» (которые пройдут в этом году в Белоруссии и России, — прим. ред.). Есть разъяснение Минобороны РФ, которое говорит, что готовится 4 тысячи: 2 тысячи в одну сторону и 2 тысячи вагонов в другую сторону, которые будут перевозить российские войска и вооружение. Есть опасность, что эти войска останутся в Белоруссии. Ситуация очень неоднозначная. С другой стороны, Белоруссии давно надо было строить отношения с РФ на основе рыночных принципов и максимально сокращать энергетическую зависимость, потому что нефть и газ стали оружием Кремля для получения политических дивидендов. Заявления Лукашенко — это, в определенной мере, что-то новое. Человек, который в 1994 году говорил, что он готов на коленях идти в Россию, в 2017-м говорит, что свобода и суверенитет — более ценная вещь, чем нефть и газ. Это очень интересно. Это идет вразрез с мнением его ядерного электората, но мы имеем новую ситуацию.
— Как это может отразиться на внутриполитической ситуации?
— Режим все равно репрессирует оппозицию и гражданское общество. Режим продолжает давить частный сектор экономики. Хотя — для политической игры с Западом — могут сделать очередные косметические изменения избирательного законодательства. Сделают полшага вперед, а потом два назад или в сторону. Ситуация радикально не изменится, но это будут подавать как движение вперед. Режим уже посылает сигналы, что на местных выборах в следующем году он может позволить некоторому числу оппозиционеров стать депутатами. Это уже тактика манипулятивного авторитаризма, которую в свое время использовал Слободан Милошевич. Для Лукашенко это что-то новое, посмотрим, как долго он сможет в это играть. Относительно конфликта с РФ, то, на мой взгляд, Путин и Лукашенко сейчас вынуждены договариваться. Я не думаю, что ситуация дойдет до открытого конфликта. Пока что все на уровне вербальных уколов.
— Например?
— Сразу после заявления об уголовном деле против российского чиновника РФ запретила ввоз говядины из Минской области, обвиняя белорусскую сторону в реэкспорте украинского мяса. Это взаимные удары. Обострение на Донбассе, а Москва не могла не приложить к этому руку, оставляет для Лукашенко поле для маневра. Он боится России, но и для Кремля будет трудно вести одновременно войну и против Украины, и против Белоруссии.
— Не возникает ли момент для белорусской оппозиции, когда она может использовать новые налоги, такие как налог на сбор ягод и грибов, налог «на тунеядцев», чтобы улучшить свои позиции?
— Напряженность и недовольство в обществе есть. Экономическое напряжение острое. Проблема в том, что не видно выхода из кризиса. Единственное, что может улучшить ситуацию на определенный момент, — очередной крупный кредит. Но это только для удержания ситуации. Налог на социальных иждивенцев, другими словами — «тунеядцев» (неработающих граждан, — прим. ред.), надо заплатить до 20 февраля. Лукашенко сказал, что пока отменять его не будут. Это пункт, который будоражит общество, но и сегментизирует его одновременно. Не думаю, что такой налог мобилизует большинство. Протестовать будет меньшинство, которое не получит массовой поддержки. Хотя, конечно, такое решение антиконституционно. Экономическая ситуация ухудшается. У нас два года не было экономического роста. Даже в Украине был рост.
— Полтора процента, но это после падения в 2014 и 2015 годах.
— Напомню, мы не ведем войну, находимся между ЕС и РФ. Это показывает, что экономическая модель Лукашенко не работает. Крупные предприятия требуют инвестиций, значительная их часть содержится только для того, чтобы была работа у людей. Лукашенко построил систему, когда рентабельные предприятия удерживают на плаву убыточные предприятия. Лукашенко не может политически согласиться на реструктуризацию и приватизацию, потому необходимы увольнения. В то же время это значит, что никаких инвестиций не будет. Так или иначе, людей увольняют или переводят на неполный рабочий день. Можно сказать, что общество застыло, оно не уверено в своих силах, выключено из процесса принятия решений. Но ситуация весьма непредсказуемая.
— Какое отношение в белорусском обществе к наращиванию военного присутствия России в Белоруссии?
— Но Кремль может организовать переворот?
— Да. Это в их силах — сделать переворот. Нужно ли это им сейчас? Вопрос сложный. В обществе есть напряженность, а часть белорусов считает, что Путин — лучший вариант, чем Лукашенко. Есть часть, которая считает, что независимость, так или иначе, надо отстаивать и идти путем цивилизованных стран, потому что Россия не заинтересована в реформировании, в модернизации Белоруссии. Нереформированная Белоруссия привязана к российскому рынку и энергоресурсам. Доступ к российскому рынку и энергоносители — это рычаги, которыми Кремль постоянно пытается выбить из Минска политические уступки. В конечном счете, уступки ведут к потере суверенитета. Не зря Жириновский заявил, а он говорит то, что не всегда удобно говорить Путину и министрам, что если вы хотите газ и нефть по внутренним ценам, то присоединяйте шесть регионов к РФ, то есть к Российской империи.
— Александр Лукашенко часто противопоставляет ситуации в Украине и Белоруссии как антипример и пример. Насколько стабильным будет новый режим в Белоруссии, если убрать самого Лукашенко?
— Я думаю, что экономически Белоруссии будет сложно выжить. Политически это будет вызовом, потому что политическая система построена исключительно под Лукашенко и вокруг него. Россия попробует насадить свою модель: олигархизация секторов экономики, а это большая зависимость от Кремля, станет качественнее пропаганда, которая будет влиять на людей. Понятно, что Кремлю не до модернизации и не до того, чтобы власть в РФ и Белоруссии была более открытой и гуманной к своим гражданам. Лукашенко сдерживает разрыв в доходах. Без него это никто удерживать не будет. Хотя, у нас и сейчас проблемы в сфере образования и здравоохранения. Поэтому экономически и политически российский контроль над Белоруссией не решит проблему в среднесрочной перспективе. Читайте также: Жириновский придумал, что сделать с Белоруссией: сеть взбудоражена В краткосрочной перспективе можно удержать ситуацию, вбросить в Белоруссию 5-7 миллиардов долларов, но это будет словно еще один укол наркотически зависимому человеку. Это не приведет к выздоровлению. Белоруссии необходимы экономические реформы, национальный консенсус относительно политических правил и цивилизованная дискуссия вокруг будущего страны. Конечно, на основе незыблемости суверенитета и территориальной целостности Белоруссии.