В преддверии парламентских выборов в Армении различные политические силы, альянсы уже начали выступать с разными заявлениями. Как и раньше, эти заявления в основном касаются внутренних и внешних проблем страны, что можно считать более чем естественным и объективным. Но в основе внешних и внутренних проблем часто лежит проблема отсутствия или неполноценной развитости политической культуры, присущей развитым демократическим обществам. Этот вопрос часто ускользает от внимания, как общества, так и различных политических сил.
Политическая культура развитых, демократических стран подразумевает широкомыслие политической элиты и граждан, существование стратегического видения долгосрочной перспективы развития страны, высокий уровень участия граждан в политических процессах, активный диалог властей и общества, атмосфера терпимости во внешних и внутренних вопросах, исключение искусственных разделительных линий, враждебности и так далее.
Хотя еще многое предстоит сделать, чтобы полностью достичь высокого уровня политической культуры, присущей демократическим странам, нужно отметить, что в последнее время в этом направлении в Армении было сделано множество шагов. Обратимся к нескольким из них.
Положительным элементом политической культуры является также практическое применение политики не выстраивания баррикад, не противопоставления. Ярким примером этого была заявленная политика «и-и». На практике сегодня можно сказать, что благодаря этой политике Армении удалось избежать изоляции в обоих лагерях (европейском и евразийском), вместо этого продолжать сотрудничать с обеими сторонами на разных уровнях. Нужно отметить, что Армении до сих пор удавалось придерживаться принципа «и-и», политики не противопоставления ни только в различных интеграционных процессах (ЕАЭС/ЕС), но и в контексте сотрудничества с разными регионами.
Для формирования новой политической культуры, основанной на диалоге, были важны также шаги, направленные на становление нового уровня сотрудничества с диаспорой. С этой точки зрения важным прецедентом прямого диалога с диаспорой стал всеармянский визит президента РА Сержа Саргсяна в 2009 году, целью которого было привлечение наших соотечественников в процесс нормализации армяно-турецких отношений, инициированный Арменией, оповещение о текущих процессах, ознакомление с их подходами и так далее. Продолжительным результатом прямого диалога была также всеармянская резолюция, принятая к 100-летней годовщине Геноцида армян.
Во внутриполитический процессах также уже сделан ряд важных шагов для сформирования культуры широкой общественной дискуссии, на пути становления прямого диалога властей с оппозицией и обществом. Новым стартом диалога власть-оппозиция можно считать переговоры между Сержем Саргсяном и Раффи Оганнисяном после президентских выборов 2013 года. По сути, оппозиция и власти выбрали путь переговоров и диалога, вместо того, чтобы разжигать столкновения, вражду между разными группами общества.
Последним, свежим примером трехстороннего диалога власть-оппозиция-гражданское общество были обсуждения конституционных реформ и подписание 13-ого сентября соглашения между участниками формата 4+4+4 — представителей властей, оппозиции и гражданского общества. Как известно, стороны пришли к договоренностям о ряде изменений в Избирательном кодексе, в том числе, достигнуто соглашение об обязательной публикации списков граждан, размещении камер наблюдения на избирательных участках и так далее. Не случайно в своем последнем интервью глава делегации ЕС в Армении, посол Петр Свитальский назвал достигнутые договоренности беспрецедентными и довольно впечатляющими.
Конституционные реформы и переход к парламентской форме правления, инициатором которых были нынешние власти страны, тоже являются важным стратегическим шагом на пути долгосрочного развития страны. В основе этого лежит следующая логика: перекладывая ответственность на плечи коллегиального органа, в долгосрочной перспективе мы способствуем формированию состоявшихся политических сил и законодательной власти, которые характерны для демократических обществ.
В будущем при продолжительном развитии этих шагов, в конце концов, можно надеяться на формирование развитой политической культуры, характерной для демократических обществ, где каждый гражданин и каждая из политических сил имеет ни только свое видение долгосрочного развития страны, но и четкое представление своей роли в этом процессе.