Внезапная отставка советника по национальной безопасности США отставного генерала Майкла Флинна (Michael Flynn) и санкции, введенные в тот же понедельник Вашингтоном в отношении вице-президента Венесуэлы Тарека Эль-Айссами (Tareck El Aissami), являются совершенно разными эпизодами.
Но между ними есть определенная связь, которая может указывать на некоторое изменение внутри смены геополитического курса, который хотел осуществить вновь избранный президент.
Флинн — отставной генерал, служивший в разведке, специалист по тайным операциям и жесткий критик Ирана, которому он приписывал не имевшие места удары в Ливии. Он был тесно связан с Трампом еще до предвыборной кампании. Следуя стратегическим установкам главы государства, он установил связи с Россией.
Чиновник только что лишился своей должности, вызвав первый кадровый кризис в администрации, которая не проработала еще и месяца. Флинна обвиняют в том, что он вел телефонные беседы с послом РФ Сергеем Кисляком. Контакт имел место до вступления Трампа в должность, однако, как заявили в Министерстве юстиции, Флинна подозревают в том, что Москва добивалась от него снятия санкций. Многие специалисты сомневаются в обоснованности подобных обвинений.
Нет ничего предосудительного в том, что будущий советник по вопросам национальной безопасности ведет переговоры с послами. Эта неожиданная и неприятная для президента отставка может рассматриваться как сигнал, устанавливающий определенные пределы для его связей с Москвой.
Тарек Эль-Айссами недавно был назначен на должность вице-президента Венесуэлы главой государства Николасом Мадуро, переживающего нелегкие времена. В стране сейчас идет внутренняя борьба за власть. Мадуро противостоят националистически настроенные военнослужащие, возглавляемые Диосдадо Кабельо (Diosdado Cabello), заметной фигурой нынешнего режима. Назначение Эль-Айссами — это тоже своего рода сигнал. Чависты наивно полагали, что хорошие отношения между Путиным и Трампом принесут пользу их правительству. И имели на это основания. Российский лидер поддерживает как Венесуэлу, так и Кубу. Эль-Айссами имеет тесные связи с основными партнерами Кремля, в том числе с Ираном, Сирией и движением Хезболла. Именно этим можно объяснить замешательство режима в связи с тем, что США ввели санкции в отношении Эль-Айссами, обвинив его в связях с наркоторговцами.
Все вышеописанные эпизоды, по всей видимости, указывают на подрыв взаимодействия с Россией, к которому стремился Трамп. Миллиардер ухватился за мысль о том, что сближение с Россией вызовет ее удаление от Китая. Нечто подобное, но только наоборот, проделал Ричард Никсон 45 лет назад, чтобы разрушить связи Пекина с Москвой.
Но это устаревшее и нереалистичное мышление. Пекин является крупнейшим торговым партнером США и их главным кредитором. Именно в силу этих причин Трамп, хотя и с большой неохотой, пошел несколько дней назад на сближение с Китаем. Интересный разворот. Путин, наверное, сейчас обдумывает его последствия и перспективы. Весьма вероятно, что он не ошибется. В любом случае, иногда Трамп мало похож на того, за кого он себя выдавал. Время покажет, насколько это верно.